За кулисами YAGODY: Слияние народного пения с театральным шедевром

YAGODY
Знакомимся поближе с историей украинской театрально-музыкальной группы YAGODY и финалистками Национального отбора на «Евровидение 2024».

Вокалистка украинской театрально-музыкальной группы YAGODY, Зоряна Дыбовская, в своем интервью подробно рассказывает о пути коллектива, их уникальном сочетании этномузыки с театральным перформансом и вдохновляющие истории из-за кулис.

Группа YAGODY, основанная во Львове, начиналась как непринужденный проект, возникший из актерского опыта и любви к народной музыке. Зоряна подчеркивает, что подход к народным песням нестандартен: они переосмысливают песни, анализируя их драматургию и создавая на этой основе музыкальную атмосферу. Каждая песня для них – это отдельное действие, представление. Особое внимание в интервью уделяется участию в Национальном отборе на «Евровидение 2024», где группа доказала свою уникальность и способность вдохновлять аудиторию.

– Какова история создания группы YAGODY и что вдохновило вас на сочетание этномузыки с театральным перформансом?

Зоряна Дыбовская: Мы долго думали как определить то, чем мы занимаемся. Это трудно назвать просто фольклорной музыкой, ведь часто это что-то очень-очень перформативное. Да и способ работы с материалом у нас существенно отличается от других этно коллективов. Мы не ездим в творческие экспедиции, не собираем музыку по селам. Мы берем народные песни, которые пели у нас дома и переосмысливаем их. Мы анализируем песни по драматургическому принципу – разбираем сюжет и создаем музыкальную атмосферу. Каждая песня для нас – это представление в одно действие (акт). Собственно, в жанре этнодрама мы пытались соединить то, что мы любим больше всего – театр и народное пение.

YAGODY

– Расскажите больше о себе, о вашем творческом пути?

Зоряна Дыбовская: Появлению львовской группы «YAGODY» предшествовал проект в Донецке. После завершения актерской специальности я перебралась на Восток, где получила работу в Донецком национальном академическом украинском музыкально-драматическом театре. Мне очень хотелось заниматься ласковой украинизацией на Донбассе, поэтому вместе с Николаем Гусейновым мы создали коллектив «Хрущи в борще». Мы пели традиционные украинские песни и это действительно поражало местных. Группа просуществовала четыре года, а затем началась война. Вместе с сыном мы переехали обратно на Запад, но идея продолжать популяризировать украинскую песню, мне все еще не выходила из головы.

«YAGODY» появились в июне 2016 года. Как и подходит всему настоящему – группа появилась стихийно. Будто так и должно было случиться. Я в то время была преподавательницей сценического языка на факультете культуры и искусств Львовского национального университета имени Ивана Франко. Там-то и появилась идея создать музыкальную группу. Другими участниками квартета стали молодые актрисы, в которых я преподавала сценический язык. Всех нас связывал театр и эта безумная любовь к нашей этнике.

Сейчас коллектив немного обновился, разросся и вместе с этим выросла география нашего творчества. Вокалистки Татьяна Войтов и София Лешишак родом из Львовщины, аккордеонистка Надежда Паращук - из Закарпатья, я и цимбалист Василий Паращук из Тернопольщины. Наш бас-гитарист Вадим Войтович из Волыни, ну а барабанщик вообще родом из Грузии.

– Ваши выступления совмещают в себе музыку и театр. Как вы находите баланс между этими двумя аспектами ваших шоу?

Зоряна Дыбовская: Сочетать музыку и театр несложно, но сложно быть одновременно на театральной сцене и музыкальном фестивале (а так хотелось бы). Вообще это вещи, которые усиливают друг друга. Театральный опыт дает нам легкость пребывания на сцене, у нас нет зажимов перед большой аудиторией, мы не боимся быть собой в свете софитов. И наоборот – обладание голосом очень расширяет актерский диапазон. Так наши песни уже успели стать частью двух спектаклей во львовских театрах («К тебе во сны…» (режиссер Б. Ревкевич), «Сны летней ночи» (режиссер Д. Захоженко).

– Какие уникальные инструменты или техники вы используете в своих выступлениях?

Зоряна Дыбовская: Наверное, стоит начать с того, что в нашем коллективе 7 человек. Иногда это сложно для формирования репетиционных графиков, впрочем, для творчества это неоспоримое преимущество. Такое количество вокалисток дает нам возможность идти в многоголосие. Это всегда делает звучание более интересным и объемным. Ну а участие в коллективе музыкантов-мультиинструменталистов всегда оставляет простор для импровизации. Изредка мы ограничиваемся только барабанами, цимбалами, баяном и гитарой. В творческом процессе в ход идут также дримба, свирели, джембе, дождевица и еще много всего интересного.

YAGODY

– Какие темы и сообщения вы пытаетесь передать через ваше искусство и как вы думаете, почему это важно в современном мире?

Зоряна Дыбовская: Нашей основной идеей в творчестве есть стремление влюбить в нашу народную музыку украинцев и мир. К сожалению, сейчас можно многое услышать о том, что народная музыка – это не трендово, скучно и уже всех утомило. Но мы готовы продолжать петь, пока мы не убедим слушателей в обратном. Этническая музыка – это наши корни. Она дает нам силы драться и учит любить. Это наше сокровище за которое сидели в лагерях, тюрьмах и были убиты наши предки. Мы не имеем права это забыть, потому что тогда мы перестанем быть украинцами.

– Расскажите о вашем опыте участия в Национальном отборе на «Евровидение 2024». Какие ощущения и ожидания были связаны с этим событием?

Зоряна Дыбовская: Мы уже много раз рассказывали, что у нас не было амбиций участвовать в этом песенном конкурсе, ведь мы считали себя не форматом для этого события. Впрочем, очень вдохновляло то, как наша публика верила в нас и видела в роли представителя Украины на международной арене. Мы попытались взглянуть на свое творчество глазами нашей аудитории и… удивились. Сначала нашу песню отобрали среди почти четырехсот претендентов в двадцатку, затем в число финалистов. Появился даже азарт.

Мы как очень ответственный коллектив отнеслись к этому статусу соответственно, поэтому работали в течение нескольких месяцев даже не на 100, а на целый 300 процентов. В последний месяц перед конкурсом мы фактически ежедневно репетировали хореографию и вокальные партии. Мы заложили множество символов в наши костюмы и сценическое представление. Так что когда на эфирах по радио мы говорили о том, что готовы сломать сцену своей энергией, мы знали о чем говорим. Сидевшие в зале во время конкурса могут подтвердить, что цель была достигнута. Впрочем, мы, как и большинство обозревателей Нацотбора на Евровидение 2024, остались очень недовольны картинкой, которую увидели по телевидению. К сожалению, видеоверсия нашего номера и близко не передает огромный кусок работы, которую проделала наша большая команда. Но мы знаем точно, что свою работу мы проделали на максимум.

YAGODY

– Как вы считаете, какова роль и влияние «Евровидения» на карьеру артистов и музыкальных групп в Украине?

Зоряна Дыбовская: «Евровидение» – это отличная площадка для знакомств с украинцами. Многие коллективы или исполнители к участию в этом конкурсе в основном известны только в своем музыкальном пузыре. После презентации своей песни о них узнает вся Украина и это действительно того стоит. Кроме того, это среда талантливых артистов и музыкантов, где могут родиться новые интересные проекты и творческие коллаборации. Так что попробовать себя в роли участника «Евровидения» точно стоит.

– Каков ваш творческий процесс при создании новых песен и перформансов? Откуда вы черпаете вдохновение?

Зоряна Дыбовская: Возможно, это банально прозвучит, но от людей. На наших концертах за границей не раз случались случаи, когда гости в знак благодарности «дарили» нам песни своих стран. После столь глубокого погружения в нашу культуру им ужасно хотелось поделиться чем-то своим. Они напевали нам свои народные песни, близкие их сердцу. Так, в нашем репертуаре появились польские и болгарские тексты. И именно этот энергетический обмен мотивирует нас продолжать заниматься музыкой.

– Можете ли вы поделиться особым моментом или воспоминанием, связанным с вашими выступлениями, что оставило глубокий след в вашей памяти?

Зоряна Дыбовская: Сразу вспомнилось наше выступление в Венгрии. Когда мы ехали туда, мы понимали, что официальная позиция власти страны не очень благосклонна к Украине. Мы совершенно не понимали, чего ожидать от концерта, но точно чувствовали, что стоит ехать.

Как только мы прибыли на площадку в Венгрии, нас встретил световой техник, который сказал нам: Nice to see you and Slava Ukraini! Он добавил, что у него есть друзья в Украине и сопереживает наши боли. Для нас это было особенно важно и дало понимание того, что диалог возможен.

На концерте были украинцы, но это была лишь треть зала. Большинство посетителей мероприятия – венгры. Мы говорили с ними о том, что война в ХХІ веке – это абсурд и что мы ее не выбирали, но вынуждены ежедневно защищаться. Подчеркивали, что мы это не россияне – у нас разные ценности и культура.

YAGODY

Очень ценно, что в зале была переводчица, донесшая местным наш месседж на венгерском языке. Мы действительно нашли общий язык. В зале зависла пауза и кое-где даже слышался плач.

В финале концерта мы традиционно исполнили песню «Калина-Малина» в знак уважения воинам, которые берегут нашу жизнь ежедневно. А когда нас спросили «Что значит для нас достижение мира в этой войне?», мы категорически ответили: «Победа».

Эта история как раз о таких маленьких победах, которые должен стремиться делать каждый украинец или украинка. Мы должны помнить, что только от нас и нашей включенности зависит судьба нашей страны.

– Что бы вы хотели сказать молодым артистам, только начинающим свой путь в сложном мире музыки и театра?

Зоряна Дыбовская: Не бояться сделать шаг в неизвестное, потому что именно за ширмой страха чаще всего скрывается успех.

Предыдущий пост
МастерШеф 13
«МастерШеф 13»: чем кулинары-любители удивили судей в 1 выпуске шоу
Следующий пост
МастерШеф 13
«МастерШеф 13»: чем участники удивили судей во 2 выпуске шоу

Новости партнёров

Fresh

Фитнес и здоровье

Как снять отек над коленом: эффективные методы, причины и профилактика

Отек над коленом – сигнал, на который стоит обратить внимание.
Фитнес и здоровье

Инсулинемический индекс: что это такое, таблица продуктов и влияние на здоровье

Разбираем, что такое инсулинемический индекс, как он влияет на здоровье, и как использовать таблицу продуктов для похудения.
Психология

Что такое близость в отношениях и как ее построить: советы психологини

Что такое типы привязанности и как они влияют на любовные отношения?