«Я не верила, что это может стать бизнесом, но люди поверили в меня» – история Ольги из Харьковщины

Ольга из Харьковщины
P
Ольга Бакутяк начала производство чая, сушеных фруктов и ягод во время полномасштабной войны, а сейчас продолжает развивать свой бизнес. О ее пути к успеху читайте в нашем интервью в рамках проекта «Сила и стойкость. Бизнес-истории с прифронтовых территорий», реализуемого при поддержке Sense Bank.

Потеря работы, эвакуация, обустройство жизни с маленькими детьми во время войны – для многих это могло бы стать точкой остановки. Но для героини этой истории – это начало нового пути. Начав с простого сушки ягод «чтобы не пропали», она шаг за шагом создала собственное дело: крафтовое производство чая и сушеных фруктов Yagidna, а позже открыла уютное кафе CRAFT BAZAR. И все это – на Салтовке, одном из самых обстреливаемых районов Харькова.

История Ольги Бакутяк из Малой Рогани, что на Харьковщине, впечатляет своей жизнестойкостью и силой. Женщина, которая на начало полномасштабной войны была беременна вторым ребенком, не только вернулась в деоккупированное село и восстановила уют дома, но и наладила свой крафтовый бизнес – небольшой, но очень стойкий.

Так что речь идет не только о примере успешного женского бизнеса, но и об образце силы, веры и реального вклада в экономику страны.

– Расскажите, пожалуйста, чем вы занимались до начала полномасштабной войны?

Я работала по специальности. У меня экономическое образование, поэтому я была экономистом на предприятии. В начале войны я уходила в декрет и планировала перевести работу в онлайн-формат. Но предприятие закрылось, и я потеряла работу.

– Как для вас началось вторжение? Пришлось ли эвакуироваться?

Мы успели уехать в последний день перед оккупацией нашего села Малая Рогань. Сначала поехали к родителям в Харьков, но они живут на Салтовке, поэтому оставаться там было опасно. Тогда решили ехать к свекрови в Одессу, но из-за страшных пробок не смогли добраться.

С маленьким ребенком и еще не рожденным малышом мы остались в Кривом Роге. Волонтеры помогли найти жилье, и мы прожили там около трех месяцев. Позже мужу нужно было возвращаться на работу в Харьков. Я с детьми и мамой уехала за границу. Так мы оказались в Латвии, где получили жилье по программе приюта.

Ольга из Харьковщины

Фото: Катерина Босяченко

Но в это время у моего отца случился второй инсульт, его состояние было очень тяжелым. Врачи говорили, что остались считанные дни. Мы приняли решение возвращаться. После нашего возвращения состояние отца немного стабилизировалось, но мы остались здесь.

Вернулись зимой, а уже весной я начала думать, чем заниматься дальше, потому что работы не было.

– Как появилась идея делать чай, сушеные фрукты?

Идея бизнеса появилась не сразу. Многие соседи не возвращались домой и говорили: «Там пропадает клубника, малина — идите, собирайте».

Тот год был очень урожайным, ягод и фруктов было необычайно много. Мы не понимали, что с этим делать. И я вспомнила, как бабушка учила меня сушить травы, листья, ягоды. Так я начала делать это для себя. Так прошло лето.

Тогда вся эта деятельность не воспринималась как что-то серьезное. Но позже я наткнулась на обучающий курс от ОО «Украинское профессиональное развитие», где учили, как начать собственное дело. Мы начали разрабатывать бизнес-план. Именно тогда впервые появилась мысль: возможно, из этого может получиться нечто большее, чем просто хобби.

Ольга из Харьковщины

Фото: Катерина Босяченко

– Какими были первые шаги в деле?

Переломным моментом стала сушильная машина. Я получила ее на Новый год, кажется, 31 декабря или 1 января, благодаря поддержке ОО. Очень хорошо помню ту радость.

Дальше началось развитие: формирование идей, запуск инстаграм-страницы бренда Yagidna, создание чайных сборов, сушка ягод и фруктов. Все происходило постепенно.

Больше всего меня вдохновляла вера людей, с которыми я училась. Тренеры, инструкторы, участники программ. Я сама считала свою идею несерьезной, «детской». Мне казалось, что это никому не нужно. Но люди рядом показали, что даже маленький крафтовый бизнес имеет право на существование и развитие.

Со временем у меня появилось желание создать уютное пространство, где будут травяные чаи, и люди смогут прийти, посидеть, попробовать, выбрать что-то для себя.

Я училась вместе с другими крафтовыми производителями меда, джемов, соусов, шоколада. И тогда у меня сложилась картинка пространства, где эта продукция будет красиво представлена, и мы сможем поддерживать друг друга.

Ольга из Харьковщины

Ольга из Харьковщины

Фото: Катерина Босяченко

Не все удалось реализовать именно так, как планировалось изначально, потому что сейчас мы работаем как небольшое кафе. Здесь, на Салтовке, люди с удовольствием заходят взять чай, кофе и перекусить. Даже во время постоянных обстрелов, отключений электроэнергии и общего тяжелого эмоционального состояния спрос на мою продукцию и услуги среди местных жителей остается высоким.

В то же время идея поддержки других крафтовых производителей живет: у меня всегда есть место на полках для их продукции.

– С какими вызовами вы столкнулись?

Самым большим вызовом стали финансы. Бизнес-планы выглядели реалистично, но на практике все оказалось дороже. Пришлось вкладывать часть собственных средств, поскольку грантовой поддержки было недостаточно.

Второй вызов – это первый опыт. Несмотря на экономическое образование, реальный бизнес – это налоги, бухгалтерия, официальное оформление, найм сотрудников. Все это делалось впервые, и каждый шаг был испытанием.

Для меня очень важно чувствовать, что я делаю что-то полезное для страны. Бизнес официально зарегистрирован, у меня официально трудоустроен человек, кстати, с инвалидностью. Мы работаем открыто и платим налоги. Я даже не рассматривала других вариантов.

Ольга из Харьковщины

Фото: Катерина Босяченко

Также я благодарна фонду «Право на защиту» и их проекту «Право на бизнес». Это было длительное обучение, конкурсная программа и сильное сообщество, в котором мы поддерживали друг друга.

– Что бы вы хотели сказать женщинам, которые только планируют открыть собственное дело?

Женщинам, особенно тем, кто никогда не имел бизнеса, очень сложно решиться. Кроме того, многих учили, что бизнес – это «мужское дело». Но я посоветовала бы не бояться пробовать. Неудачи будут – они были и у меня. Я плакала, разочаровывалась, не все получалось так, как планировалось. Но если ты продолжаешь что-то делать – результат обязательно будет.

Год назад я даже не могла представить, что у меня будет собственное пространство и бизнес, который работает. Тогда были страхи, неуверенность и отсутствие ресурсов. Сегодня есть работа, ответственность, клиенты и ощущение, что я на своем месте. Для меня это и есть главный показатель того, что все было не зря.

Автор текста: Катерина Босяченко


Women Business Lab – комплекс банковских услуг от Sense Bank для женщин-предпринимательниц. Инициатива объединяет выгодные условия, удобные цифровые сервисы, доступ к знаниям, сообществу и партнерской поддержке. Ее главная цель – создать условия для развития женского бизнеса в Украине.

Предыдущий пост
Анна з Сум
Шить изысканную одежду в приграничье: как Анна из Сум создала бренд одежды, когда другие закрывались

Новости партнёров

Fresh

Ее история

«Я не верила, что это может стать бизнесом, но люди поверили в меня» – история Ольги из Харьковщины

Ольга Бакутяк начала производство чая, сушеных фруктов и ягод во время полномасштабной войны, а сейчас продолжает развивать свой бизнес. О ее пути к успеху читайте в нашем интервью в рамках проекта «Сила и стойкость. Бизнес-истории с прифронтовых территорий», реализуемого при поддержке Sense Bank.
Фитнес и здоровье

Что нужно знать о язве желудка: от первых признаков до полного восстановления

Язва желудка часто говорит шепотом – важно услышать ее вовремя, пока она не начала кричать.
Красота

Можно ли мыть волосы каждый день – и когда это не вредит

Возможно, причина того, что волосы быстро жирнеют или тускнеют – не в шампуне, а в привычке, которую ты не ставила под сомнение годами.
Фитнес и здоровье

Нарушения сна после 35: как гормоны, стресс и привычки крадут ночной покой

Твой сон – это не просто ночной отдых, это ежедневный громкий сигнал: «тело больше не справляется», который мы часто игнорируем.