"50 лет без Ахматовой": женщины-ведущие "Интера" о великой поэтессе
Ровно 50 лет назад, 5 марта 1966 года, перестало биться сердце одной из самых талантливых женщин ХХ века – гениальной поэтессы Анны Ахматовой. Хотя сама Анна Андреевна не любила, когда ее называли поэтессой, и настаивала на том, что она – поэт. Считала, что поэт – это состояние души и оно не зависит от пола.
Новая картина рассказывает о самом малоизученном периоде жизни Анны Ахматовой – годах, проведенных ею в Киеве. От первых детских воспоминаний 5-летней девочки, через описание гимназического периода и венчание с Гумилевым, до приезда в Киев в 1914 году.
Именно в Киеве Анна Ахматова впервые узнала, что станет поэтом. Здесь ответила согласием на очередное предложение Николая Степановича.
Какие события происходили в это время в ее жизни и в жизни города – в те годы затишья, предшествующие роковым историческим катаклизмам? Как написала позже Ахматова: "В сущности никто не знает, в какую эпоху он живет. Так и мы не знали в начале 10-х годов, что жили накануне первой европейской войны и Октябрьской революции".
О киевском периоде жизни поэта на рубеже Х1Х и ХХ веков в фильме расскажут Андрей Доманский, Андрей Данилевич и Роман Кадемин. Своими мыслями о великом поэте с "Единственной" поделились телеведущие канала "Интер" Ирина Юсупова, Жанна Тихонова и Анастасия Даугуле. В документальном фильме "50 лет без Ахматовой" они прочтут стихи гения Серебряного века.
- Ирина Юсупова, ведущая программы "Утро с "Интером": Таинственная, нервная, невероятно красивая и талантливая. Стихи Ахматовой, для меня – источник силы и вдохновения. Она росла и училась в моем родном городе Киеве. Может еще поэтому она мне так близка. Я люблю прогуляться по ахматовским адресам.
Недавно вместе с киевоведами пытались выяснить, где же была церковь, в которой она венчалась с Гумилевым. Увы, даже фотографий храма не сохранилось...
Скорее всего, сейчас на этом месте около метро Левобережная транспортная развязка. Мне очень нравиться любовная лирика Ахматовой. Причем те стихотворения, которые я рассказывала наизусть в школе в 16 лет, сейчас звучат для меня абсолютно по-другому. В них теперь иной смысл, другие полутона.
- Жанна Тихонова, ведущая проекта "Жди меня. Украина": Надо сказать, что в школьные годы я была серьезно увлечена поэзией Серебряного века. Юношеского эмоционального восприятия иногда вполне хватало, чтобы прочувствовать, отозваться и полюбить изящество содержания и простоту формы. Ахматова… Я вам так скажу, что все мои юношеские попытки писать стихи закончились именно тогда. Коль лучше и не скажешь, чем Анна Андреевна, то незачем и бумагу марать. Сочинять снова стала только пару лет назад и только для близкого круга. А творчество Ахматовой и Цветаевой – это была очевидная заявка на то, чтобы отныне и навсегда упразднить слово поэтесса и оставить хлесткое и емкое – поэт.
Впрочем, женская лирика – это вам не мужская, у нее особый шлейф.
В фильме звучали уже отобранные редакторской группой стихи. Но среди предложенных мне было одно – ТО самое. "Он любил три вещи на свете…". И знаете что, ты – взрослая – читаешь теперь это все иначе. Глубже видишь, тоньше чувствуешь.
- Анастасия Даугуле, ведущая "Утро с "Интером": В фильме я декламирую несколько стихотворений Ахматовой, и все они относятся к раннему, дореволюционному периоду. Это время красивого и мучительного брака с Николаем Гумилевым. Ни он, ни она еще не знают, что впереди – революции, войны, аресты, скитания. Вся внутренняя драма поэзии этого периода – не гражданская, а личная, глубоко интимная. В этих стихах – мятущаяся женская сущность, отталкивающая мужчину и не желающая его отпустить.
Очень тонкие, кружевные, но, в то же время, мудрые строки: "Я научилась просто, мудро жить, смотреть на небо и молиться Богу".
Совершенно расстрельное описание сцены расставания: "Улыбнулся спокойно и жутко и сказал мне: "Не стой на ветру". Знаете, когда мы записывали это стихотворение, даже наши операторы и звукоинженеры, снявшие тысячи кадров и обычно эмоционально крайне спокойные (а уж тем более в отношении женской лирики!), так вот, даже наши "непробиваемые" технари во время записи Ахматовой притихли на съемочной площадке и, выйдя на перекур, признались: "Да, это она сильно сказала".
У Ахматовой вообще нет жеманных, "будуарных" ужимок, с которыми порой поверхностно ассоциируют литературу от барышень и для барышень.
Ахматова – глубинна и проникновенна. Яркая женская лирика, которая одним глаголом ранит, а другим – врачует, она нам, сегодняшним, необходима. Чтобы не забывать, как чувствительна и легка на погибель ранимая душа, как важно распознать и сберечь настоящее чувство.