Как правильно проживать негативные эмоции и чем мужская агрессия отличается от женской
После этой программы мы поговорили с Николаем о том, как правильно проживать негативные эмоции и чем мужская агрессия отличается от женской. Мужской взгляд на взаимоотношения полов оказался очень интересным.
– Николай, как правильно реагировать на агрессию со стороны окружающих? Как правильно проживать собственные негативные эмоции?
Давайте сначала определим, что такое агрессия. Общепринятое представление выглядит следующим образом: это что-то крайне негативное. Когда мы говорим «агрессивный человек», нам сразу представляется либо вариант маргинала, либо маньяк с топором, либо еще что-то формализованное и шаблонное. По факту же вы утром проснулись – это уже очень агрессивно.
– Почему?!
Потому что вы совершили действие к чему-то, действие продолжать жизнь. Любая жизнь – это агрессия. Давайте проще. Вы сейчас вдыхаете. Что вы делаете с воздухом? Вы его поглощаете. Это самое агрессивное действие, которое может быть. Вы пьете воду. Для того, чтобы жить, мне и вам нужно быть агрессивным. Мы прекращаем жить, как только прекращаем быть агрессивными. Если мы перестанем захватывать ресурсы – еду, воздух и воду, начнется умирание.
Любое действие – это агрессия. Как только человек прекращает быть агрессивным по отношению к миру, мир начинает быть агрессивным к нему. Я часто привожу такой пример. Что происходит с ребенком, когда он рождается? Что он делает первое? Кричит. Это – мегаагрессивное действие. А если ребенок не кричит? Мир немедленно проявляет агрессию к нему в лице акушера - шлепает его по попе. Это железное правило: для того, чтобы заработать деньги, нужно быть агрессивным. Для того, чтобы завоевать женщину, чтобы быть успешным, да для того, чтобы просто проснуться утром, тоже нужно быть агрессивным.
– А как же тогда сосуществовать в социуме комфортно для других людей? Или это в принципе невозможно?
Почему? Возможно! Когда вы вдыхаете, то не мешаете никому, за исключением случая, когда вы находитесь на затонувшей подводной лодке.
Давайте не будем дикими людьми с улицы, которые представляют акт агрессии, как нападение с топором, кулаками или акт вербальной агрессии. Вы пришли ко мне с вопросами. Вы проявили акт позитивной агрессии. Агрессия – это любое действие к чему-то. Она просто может быть конструктивной и деструктивной.
В ТЕМУ: Мужское&Женское: Ольга Фреймут и Роман Кадемин о своем видении семьи, счастья и идеального отдыха
– Недавно попалось на глаза одно исследование, и для меня стало открытием, что женская агрессия не слабее, чем мужская. Просто она проявляется иначе – в сплетнях, косых взглядах, шпильках и т.д.
Современные женщины не менее, а более агрессивны, чем мужчины. И вот почему. В системе воспитания на постсоветском пространстве за редким исключением абсолютной нормой является пропустить женщину, уступить место и т.д. Более того, подавляющее количество мужчин воспитаны их матерями удобными для себя. Почему так происходит? Одна из версий – это связано с дефицитом мужчин после ВОВ. Тогда мальчиков приходилось воспитывать женщинам, которые невероятно «тряслись» над ними и гиперопекали. Женщины настрадались от постоянных похоронок. От того, что на все село двое мужчин: один – инвалид, а второй – пьяница. И женщина, родив мальчика, начинала его оберегать: туда не иди, сюда не иди, этого не делай, оставь, мама за тебя все сделает. Формировался мужчина, которому было чрезвычайно сложно проявить агрессию – действие к. Мама делает сына для себя удобным, предсказуемым и контролируемым. Пусть он лучше сидит дома! А что такое – мальчишка? Это – хулиганство, драка, порывы, действия. Желание лазить по крышам, по подвалам, испытать себя… Во всех остальных случаях кто вырастает? Женщина-мать его воспитала, вывела в жизнь, он кое-как умудрился сепарироваться от нее. И что он, как вы думаете, продолжает делать в браке?
– Подчиняться?
Потому что другого варианта у него нет. Более того, зачастую он выбирает женщину, подобную своей матери. На самом деле бывают разные пары и разные рецепты семейного счастья. Я знаю пары, в которых женщина доминирует, мужчина пассивен, и это всех устраивает. И тогда не нужно ничего менять, перестраивать их под какой-то общепринятый вариант идеальности. Но зачастую же мы слышим многоголосый женский вой: мужиков нет, они перевелись, денег не зарабатывает, ничего не делает… А мужчина умирает возле телевизора с футболом, пультом и чипсами. Потому что он по-другому не умеет и не хочет.
– Но у нас очень много мам воспитывают детей одни. Что им делать?
Прежде всего, понять: женщина не может научить мальчика быть мужчиной. Ей нужно вести сына туда, где есть мужской пример – тренер, допустим. Это не обязательно – бокс или единоборства. Выберите настольный теннис или другой вид спорта. Нужно идти куда-то, где есть пример мужчины, который мальчик подсмотрит и возьмет как модель. Самое важное, повторюсь, - понять: научить мальчика быть мужчиной женщина не может по определению. Точка.
Возвращаясь к теме агрессии. Женщины существенно агрессивнее мужчин. Еще и потому, что их агрессию никто никогда не останавливал. Бывает, что иду я, метр девяносто два ростом, навстречу – женщина, метр сорок пять, и она идет прямо сквозь меня. И не мы как-то расходимся, а она идет сквозь меня, и я должен каким-то образом нее уворачиваться. Это нелогично ни на уровне физики, ни на уровне психологии.
– Если женщина сталкивается с женской агрессией, то она тоже не понимает, как ей быть – как реагировать? Особенно – если агрессия пассивная.
Система пассивно – агрессивного поведения свойственна и мужчинам, и женщинам. И в меньшей степени – женщинам. Зачастую женщина проявляет свою откровенную эмоцию чаще, чем мужчина. Реально проявленная откровенная эмоция – это и есть активно – агрессивное поведение. А пассивно – агрессивное – это, в том числе, и выдерживание. Вот, например: «Ну вы, конечно же, не могли не опоздать» – пассивно – агрессивное. А можно же прямо сказать: «Ну, блин, я задолбался ждать».
– Тогда вопрос: а как в себе поймать эту агрессию и направить ее в нужное русло?
Самое важное – разрешить себе агрессию. Самое сложное – разрешить себе агрессию рядом находящегося человека.
– Это как?
Принять, что он имеет на нее право.
– А если человек, допустим, хрупкая женщина, проявляет агрессию, а потом говорит: а что такого? Я же ничего не сделала!
Да! Это – самая распространенная тема, когда женщина проявляет невероятную агрессию, а после этого говорит: «Я же ничего не делала, я абсолютно безопасна». И в этой точке мужчину или женщину с логичным складом ума начинает «сносить». Вот это все происходило, мозг выпилила, просверлила во всех направлениях, сквозь голову видно небо, но «я же ничего не делала». А все – потому, что существует представление, что плохо – это только побить, избить, уничтожить физически.
В ТЕМУ: Стильный выход: чем Ольга Фреймут будет удивлять на проекте «Роман с Ольгой»
– Какая еще агрессия деструктивна, если не говорить об уже названных ее проявлениях?
Психическое насилие. Абьюз. Оно может идти как от женщины к мужчине, так и от мужчины к женщине. Зачастую гораздо более распространено женское психологическое насилие. Потому что мужчина несравнимо стабильнее. У мужчины есть серьезный шанс проснуться утром в одном настроении и в этом же настроении заснуть. У женщин такого шанса нет. Это – физиология, эндокринная система. Если бы мужчина был способен рожать, была бы другая история. Вы замечали, наверное, что у женщин норма-норма-норма, а потом какая-то железа ей впрыснула боевой коктейль – и.. несет! И ничего нельзя сделать, пока энзимы не выделятся, не поглотят и не денатурируют этот гормон, который напрямую влияет на поведение. Наша, мужская эндокринная система несравнимо более инертна. У нас боевые коктейли вырабатываются в конкретной ситуации, в процессе переживания стресса, агрессии и т.д.
В идеале хорошо, когда мужчины и женщины осознанно пользуются системой реагировании с помощью всех трех инструментов: бей, беги, замри.
Эволюционно в нас заложены эти три вида реакции на опасность. Если тысячи лет назад мужчина или женщина встречались с опасностью – выходил на них медведь или саблезубый тигр, что происходило? Человек замирал, чтобы его приняли за труп и не трогали, либо убегал, либо, если у него было достаточно сил или не было выхода, дрался. Как это можно интерпретировать и пытаться врастить в современное общество? Очень сложно, потому что буквальной опасности, чтобы кто-то физически нападал, практически нет. Может возникнуть ситуация, когда, например, начальник вам что-то резкое говорит, и чаще всего вы не можете бежать или бить, и вынуждены замирать. И что тогда происходит? На стрессе в вашем организме все равно вырабатывается тот самый боевой коктейль – впрыскивается адреналин, норадреналин, кортизол, - ваше тело переходит в совершенно другое состояние, больше включается работа сердца, человек бледнеет, сосуды сужаются, отключается ЖКТ и мочеполовая система…
– А что с этим делать?
Отрабатывать стресс. Спорт, секс, любое действие до пропотевания… Обязательно любой стресс нужно отработать. Иначе он ударит по здоровью, по психосоматике. На стрессе в виду определенных гормонально – биохимических процессов падает иммунитет. И, как только падает иммунитет, - где тонко, там и рвется.
– Накричал начальник. Условно человек промолчал, а боевой коктейль, как вы говорите, выработался. Что с этим делать здесь и сейчас?
Промолчали, задавили - негативная энергия. Вместо того, чтобы ее выгнать наружу, вы ее направили на себя. Это 100% ударит по здоровью.
– Но в течение рабочего дня человек не может побежать и сразу заняться спортом. Он эмоцию задавил – и пошел работать.
Первое, что нужно сделать, – уединиться. Выйти на улицу, в туалет, постараться не проораться, а прорычаться.
– Почему не кричать, плакать и т.д.?
Доказано, проверено, есть исследования, в ходе которых брались анализы крови до, в процессе и после – что после полутора минут рычания концентрация боевого коктейля снижается. Можно кричать, конечно, но технически это будет сложнее – где гарантия, что вам не вызовут неотложку? Второе - нужно сделать что-то физическое до пропотевания. Есть возможность поотжиматься – на здоровье. Практически у всех есть возможность поприседать. Только приседайте больше, чем обычно. Мужчине – упал, можешь отжаться 30 раз – извиваясь, отожмись 40, 50. Если есть возможность побить грушу – это вообще идеально. Помимо этого – выпить много сладкого, горячего чая. С малиной – еще лучше. У меня есть семинар, который называется «Анатомия стресса», где мы изучаем и другие методы, но это – самые простые.
В ТЕМУ: Даниил Мирешкин: «Дочь – мое самое большое и самое прекрасное достижение»
– А поговорить?
Конечно же, нужно эмоции выговаривать, поддержка близких очень важна. Нужно обращаться к ним, можно ныть, плакать. Обязательно – слезы, потому что слезы – это эмоциональные экскременты. Что будет с вами, если вы не будете ходить в туалет? Так и здесь – эмоция зашла – эмоция вышла. К сожалению, у нас многих мужчин «замораживают» на тему того, что мужчины не плачут. А слезы – самый простой механизм отрабатывания стрессов, которым довольно органично и легко пользуются женщины. Еще есть один секретик: важно плакать в кого-то. В близкого человека. Горе при ком-то, кто при этом присутствует и дает убедиться в том, что ты – адекватный человек. Например, человек потерял большие деньги или вообще бизнес. А все вокруг говорят ему: «Фигня! Ничего не произошло». Он ходит и думает: «Я – идиот, потому что все вокруг говорят: «Все в порядке, побежали дальше». Но как это – ничего не произошло?» Как это проживать? Важно – в присутствии человека, который может понять, поддержать и разделить.
– А если нет такого человека?
Психотерапевт. Без вариантов. Более того, ни в коем случае не «коммунальная психотерапия» Вы поймите: очень часто близкие заинтересованы в чем-то и имеют какие-то свои представления о ситуации.
– И им хочется, чтобы человек побыстрее успокоился, например.
Да, вот это – та же самая история, когда говорят: «Все в порядке, все нормально, ничего с тобой не произошло». Сейчас есть очень много качественных, правильно организованных и обученных психотерапевтов. За разные деньги - от 150 грн. за час работы.
– Как понять, когда к ним пора?
Когда возникает мысль об этом. Но, пожалуйста, различайте психологов и психотерапевтов. Психолог – это человек с теоретическим образованием, после вуза. К живым людям подпускать их, на мой взгляд, нельзя. После вуза человек идет получать психотерапевтическое образование, это практика – минимум 2, 5 лет работы под кураторством. Более того, сам психотерапевт должен находиться в постоянной психотерапии. Иначе это – дворник, который метет улицу, а в доме у него невероятно грязно. И он переносит эту грязь на других.
– Мы говорили о том, как проработать негативные эмоции. Есть еще какие-то рекомендации?
Их нужно проявлять. Тем или иным способом. Искать экологические формы. В том числе – разрушения. Кто-то идет – стреляет, кто-то ловит рыбу, кто-то занимается боксом, кто-то дерется… обязательно – экологическая форма агрессии.
– Но получается, что это – выведение агрессии в другую плоскость из общения с человеком, который раздраконил?
С этим человеком нужно разговаривать: «Давай обсудим ситуацию». Самое важное – перевести из прямого обвинения – ты такой-сякой – в формулировку вроде «Мне возле тебя страшно». Обвинения всегда вызывают встречную агрессию и желание защищаться. А, если человек будет слышать – мне возле тебя больно, плохо, небезопасно, у него возникнет не агрессия, а вопрос – а почему плохо? Это легко понять, но сложно применять, потому что придется перестраивать рефлексы психики, привычные схемы взаимодействия.
Фото в тексте: Depositphotos.com