Что делать, если ты хочешь писать книги: вдохновляющая история писательницы Елены Андрейчиковой
Во все времена писатели выглядят очень загадочными, творческими и романтическими личностями, к которым не подобраться.
Обо всем, что нас интересовало мы просили у Елены Андрейчивой — украинской писательницы, переводчицы и бизнес-вумен. Автора таких книг, как «Остаться дома», «Женщины как женщины» и множества других.
О ТОМ, КАК НАЧАЛА ПИСАТЬ
Я всегда о себе думаю, что я трус, лентяй и макияж снова не удался. Собственно говоря, эти мысли и заставляют меня работать, мечтать, двигаться куда-то дальше. Хоть и не сразу понятно, куда.
Сколько себя помню, написанное слово всегда для меня обладало какой-то магией.
Мне прочитать приятнее, чем услышать. Легче написать, чем сказать вслух. Проще запомнить, если записать.
Я обожаю длинные письма и, конечно, книги. В детстве я практически не общалась с детьми своего возраста, а только сидела все время дома и читала.
Писала рассказы всегда. Первый сборник рассказов я издала в пятнадцать лет. Распечатала на принтере штук десять экземпляров своего сборника и раздарила родственникам. Он назывался «Она», и псевдоним у меня был Хелена Возняковская (так звали мою прабабушку, польку).
Но я никогда не думала, что это может стать моей идеей жизни, основным занятием. Даже не мечтала об этом.
В ТЕМУ: Почему путешествие в одиночку сделает тебя счастливой
Скорее мечтала о материальном достатке, потому что материальные условия семьи были скромными, мечтала заработать миллион. Пока не заработала, но уже точно знаю, что не он меня сделает счастливой. Счастливой точно сделать каждая минута, прожитая в удовольствие. И одно из них — литература.
О ПЕРВОЙ КНИГЕ
Момент издательства моей первой книги, как в тумане. Рассказы в стол, изредка демонстрация друзьям, встреча с издателем, обложка, книга, фурор, я знаменита!
Шучу. Это была кропотливая работа всего издательства и меня соответственно.
Самый яркий момент – впервые держу книгу в руках. Расплакалась. Последующие сборники уже прошли без слез. Хотя совсем недавно, получив «Тени в профиль» в отделении Новой почты, снова расплакалась. Может, я просто плакса.
Ваша первая книга «Женщины, как женщины» получила, в основном, положительный отклик аудитории. Что вы чувствовали в момент, когда все завертелось?
Счастье. И желание работать дальше. Еще желание все в книге переписать. Наверное, это преследует всех авторов – хочется дописывать, переписывать, доводить до совершенства. Но так как этот процесс бесконечный – стараюсь уже не читать изданные книги. Приучаю себя уметь их отпускать и заниматься новым делом. Привыкаю любить свои буквочки, но всегда надеюсь, что следующие будут еще лучше. Иногда получается.
О СВОЕЙ АУДИТОРИИ
Когда я пишу, я не представляю свою аудиторию. Я пишу то, что населяет мой мозг и не дает покоя. Сейчас я понимаю, что конечно меня чаще читают женщины, ну это и логично. Когда автор — женщина.
В ТЕМУ: Почему важно знать, обозначать и защищать личные границы: мнение коуча Аллы Заднепровской
Хотя рассказы у меня бывают разные. Приятно то, что мужчины тоже читают, пишут хорошие отзывы, приходят на презентации, благодарят.
О ТОМ, КАК СОВМЕЩАТЬ РАБОТУ И СЕМЬЮ
Секретов у меня нет, даже в таком провальном деле, как совместить все. Вот так и живу: то я писатель, то я жена, то я мать, то я подруга.
Выставляю дела в приоритетный список. Те, что с красными флажками, делаю в первую очередь. Все остальное подождет. Что? Не будете ждать? Это я слышу шум на кухне. Ну, не ждите. У меня интервью.
Я научилась говорить твердое «нет».
Всегда все ждут.
ПРО НОВУЮ КНИГУ «ТЕНИ В ПРОФИЛЬ»
«Тени в профиль» — мой личный манифест о свободе. О свободе от предрассудков, от чужого мнения, от патриархальных шаблонов и мизогинии, которая иногда прячется за милыми и безобидными масками. Начало этой истории я услышала от знакомого, который и стал прототипом главного героя.
История любви с замужней мусульманкой в Саудовской Аравии, что, как известно, карается смертной казнью. Для женщины – это забивание камнями. Для мужчины-любовника –- расстрел, в лучшем случае –- тюрьма.
История меня сразу заинтересовала, но не только своей экзотикой и грозящим моему другу наказанием. Я начала рассуждать на тему свободы в нашей стране. Так ли мы свободны по сравнению с женщинами и мужчинами, живущими под гнетом (как нам кажется со стороны) суровых законов шариата?
В процессе написания романа и собственных рассуждений добавилась еще одна лирическая героиня из Украины, которая пересказывает нам эту историю адюльтера и повествует о своей жизни, которую она рассматривает с новой позиции. Что это было, когда она принимала главные решения: свободный выбор или давление общественных стереотипов?
В ТЕМУ: Ксения Карпенко:"В бизнесе ты ответственна за все, но это и есть твоя свобода"
На всех презентациях и встречах я больше говорила о героях из Саудии и не заслуженно забывала эту украинку. А ее история начинается так: отец молодого человека, с которым они встречались несколько месяцев, взял ее за руку и отвел на аборт. Ей было семнадцать лет.
О ВДОХНОВЕНИИ
Я стремлюсь к тому, чтобы мне ничего не нужно было для вдохновения. Приучаю себя смотреть на белый потолок, расслабляться ненадолго, а потом писать.
Пожалуйста, несколько советов женщинам, которые не могут найти себя, боятся сделать то, что говорит сердце. Как это сделать?
Вспомнить о том, что мы не будем жить вечно. И возможно, сегодня – ваш последний день. Вы готовы его прожить в страхе и сомнениях? Или лучше плюнуть на все и осмелиться? Поверьте, жизнь любит только смелых. И люди любят смелых. Нам же нравится, когда нас любят? Я к женщинам обращаюсь. Ну, вот и ответ.
Знали бы вы, сколько я всего боялась! Я вообще жуткий социофоб, боюсь людей, публики, знакомиться боялась. Но ничего, привыкла.
Что бы вы посоветовали молодым писателям, которые еще не издали свои произведения, но очень этого хотят?
Читать. Писать. Стучаться во все двери. Не бояться публиковать себя в соцсетях. Участвовать в литературных фестивалях или хотя бы просто мероприятиях с открытым микрофоном. Можете ко мне обращаться. Ради книг я способна на многое. Я еще та ведьма. Пардон, волшебница.