Мириам Драгина: «С дочерью о сексе нужно говорить буднично. Это часть жизни, а не проблема»
Сегодня говорим с Мириам Драгиной, поэтом, радиоведущей и мамой 13-летней дочери.
– Помните ли вы свой первый поцелуй?
Да. Мне было 13 лет. Мы с другом гуляли на пейзажной алее, и он поцеловал меня возле клена. Там еще такой красивый вид открывается на Подол. Это было очень стеснительно и волнительно. Это был наш первый и единственный поцелуй.
– Кому-то из родных вы рассказывали об этом?
Нет, у нас были не настолько доверительные отношения. Вообще, мое воспитание разделено на две части. Мне посчастливилось воспитываться и в украинской, и во французской семье. Этот опыт взросления и осознания интимных аспектов радикально отличается. Когда я жила во Франции, могла свободно обсуждать вопросы физиологии и сексуальности. С родителями в Киеве я не чувствовала, что могу. Они были, как мне кажется, представителями типичной советской семьи, в которой эти темы неуместны. А французская семья свободно и легко касалась тем интимной близости.
– Когда ваша дочь начала спрашивать о том, как рождаются дети и что такое секс?
Наверное, в пятилетнем возрасте. Я не сюсюкалась, не рассказывала о детях в капусте или аистах, которые приносят детей. А объясняла, что мужчина и женщина занимаются любовью, и от этого у них появляются дети. Старалась простыми словами объяснить, как это происходит.
Когда дочери было 8 лет, по рекомендации подруги дала почитать ей книгу Андрэ Львов и Жан Моно, лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине. Еще в 60-е годы они сочинили книгу «Энциклопедия сексуальной жизни для детей 7-9 лет». Она написана простым языком. Картинки хорошо проясняют физиологические и психологические моменты.
Книга замечательная и очень помогла, потому что хотелось объяснить научно и просто, не была уверена, что сумею. Моя восьмилетняя дочь с интересом ее прочла.
– Как инициировать разговор о сексе, если ребенок не спрашивает об этом?
О сексе нужно говорить буднично, и таким образом показывать, что это часть жизни, а не проблема. Часто родители ждут, что ребенок будет делиться новостями, а сами молчат о том, что происходит с ними. С сексом то же самое. Я думаю, говорить о сексе нужно органично, в жизненном потоке, не наделять этот разговор густыми красками. Заостряя внимание на каком-то процессе мы пугаем и детей, и себя.
В ТЕМУ: Как все успевать: 4 правила продуктивности от Маши Ефросининой
Но если родители с детьми общаются мало, живут отдельно, например, есть смысл начать такой разговор во время непринужденной прогулки, где нет стресса, обоим комфортно и безопасно. Я бы придумала ненавязчивую «подводку» к подобной беседе. Очень важно исключить менторский тон и формат: «Доченька/сыночек, сейчас ты все узнаешь о сексе», и важно говорить на равных.
– Как вы объясняли дочери процесс взросления?
Про месячные у нас зашел разговор во время просмотра какого-то кино, то есть, вполне органично. Я начала объяснять, что в 12-13 лет у нее тоже будут месячные. Объяснила, что таким образом организм обновляется, женщина становится здоровее и благодаря этому в будущем способна стать мамой.
Во Франции моя французская мама очень легко об этом рассказала: «У тебя будут месячные, тебе пригодятся прокладки, смотри, как с ними обращаться». И это произошло как рутина, часть жизни. И я бесконечно ценю, когда люди уделяют внимание простым вещам, не заостряя на них внимания. Также стараюсь общаться с дочкой.
– А как подойти к теме презервативов?
Как-то с друзьями, будучи подростками, мы поехали на гей-парад в Цюрих, ничего не сказав взрослым. На улице раздавали презервативы. Я привезла их с собой в Киев, как сувенир. Когда мама во время уборки нашла их, родители устроили скандал: «Откуда у тебя это? Чем ты занимаешься?».
Думаю, это было неправильно. Во-первых, я ничем не занималась, а во-вторых, пусть лучше они будут, чем нет. Это же не наркотики. Это означает, что у меня есть возможность себя охранять.
Полагаю, современным родителям желательно давать детям-подросткам презервативы или деньги на них. Займутся дети сексом или нет – второй вопрос. Мы несем ответственность за детей до совершеннолетия. Это – часть их безопасности.
В ТЕМУ: Правила красоты Оли Поляковой, которые помогают ей быть в форме
Я знаю, что перед тем, как моя дочь поедет в языковой лагерь в другую страну, я точно дам ей презервативы. Она будет чувствовать себя взрослой, и у меня не будет над ней никакого контроля.
Во Франции, например, в школах везде есть автоматы с презервативами, на каждой школьной площадке, даже, когда школа закрыта вечером: ты можешь их купить за доступные деньги.
– Что должна знать о сексе девушка с 10 до 14 лет?
Во-первых, то, что тело у нас одно, и оно бесконечно ценное. Его ни купить, ни умножить. Никто не имеет права его касаться до того момента, пока ты не захочешь этого сама. Никто не имеет права причинять боль. Потому что боль – это ненормально.
Сюда же относится словесное насилие, когда оценивают, толстая ты или худая, есть у тебя волосы на руках или нет, тот у тебя цвет кожи или не тот. Этого никому нельзя позволять. Телом нельзя жертвовать. К телу нельзя относиться небрежно. Его нельзя продавать. Им нельзя оказывать услуги. Что бы кто ни говорил, это твое единственное богатство, которое принадлежит только тебе, которое ты никому не должна.
Это не расходный материал, в его основе сама жизнь. Конечно, из-за того, что тело одно, нужно о нем заботиться, уделять внимание физическому, духовному и эстетическому его состоянию, и всегда смотреть на себя в зеркало с восхищением: «Я красивая и неповторимая». Из этой естественной любви к себе, из уважения к себе, будет произрастать любовь окружающих.
Во-вторых, сексом надо заниматься с тем, кто тебе эмоционально близок, как бы ни была модна эта тема вокруг, что бы ни говорили окружающие. Во время секса люди доверяют друг другу не только тело, это обмен энергией, эмоциями, информацией.
Поэтому нужно знать, что, кому и зачем мы отдаем и что, от кого и зачем получаем в ответ. И лучше не делать этого вообще, чем позволять себе оказаться с тем, кто этого не достоин. Спешить совсем не нужно, все точно случится, время есть. А осуждают других по большой зависти или от страха, что сами совершают ошибки.
В-третьих, секс может быть опасным. Потому обязательно нужно предохраняться. Свое здоровье важно защищать, сколько бы ни было доверия к человеку. Люди сами могут не знать о своих болезнях. А некоторые болезни могут оказаться смертельными.
В ТЕМУ: Кто такая Даша Заривная и почему мы хотим быть, как она
К слову, о предохранении – опасный секс может привести к детям, а детей нужно планировать, на них нужно найти ресурсы, время и силы. В противном случае мы обрекаем ребенка на страдания. Дети – это smart play, и секс – это тоже smart play.
Беседовала Леся Дяк
Фото: Facebook Мариам Драгина