…В начале февраля этого года появилось сообщение, что знаменитая актриса тяжело больна.
По одному из телеканалов запустили передачу о ней. И весь день телефон на ТВ разрывался: со всех уголков бывшего Союза звонили люди и предлагали помощь. Но было уже поздно…
В комнате царил полумрак. Анна прикрыла глаза и неожиданно ощутила, что летит на огромной скорости! Внезапно все остановилось – и она увидела перед собой мужчину в холщовом рубище… «Это Христос», – пронеслась мысль. Через несколько лет, когда она уже была смертельно больной, ей снова пришло видение. Анна уверяла родных, что знает, почему заболела. И понимает, что именно надо изменить, чтобы выздороветь…
Был отвратительный осенний вечер – с ледяным дождем и порывистым ветром. Как раз такой, когда на ум приходят только гадкие мысли. Молодая женщина медленно шла по обшарпанному коридору общежития. Неожиданно перед ней вырос мужчина в дождевике. «Это вы Аня Самохина?» – недоверчиво спросил он, внимательно разглядывая артистку. Ему говорили, что она талантлива, – может быть. Его уверяли, что она нереально красива, – а вот тут перебор! Растрепанные волосы, поношенный халатик и тапочки, кастрюлька в руках. Мужчина в двух словах пояснил, что режиссер Юнгвальд-Хилькевич ищет актрису на роль Мерседес в фильм «Узник замка Иф». Ситуация была неловкой: ассистент понял – Самохина не подходит. Он уже собирался откланяться, но Аня, схватив его за рукав, проговорила: «Постойте! Давайте посмотрим мои фотографии!» В тот прескверный вечер ее жизнь изменилась кардинально: молодая провинциальная актриса получила шанс стать известной. Через год выйдут два фильма с ее участием – «Воры в законе» и «Узник замка Иф». Ее полюбит вся страна. Самохину, одну из первых, назовут секс-символом советского кино. Она станет звездой.
Прекрасная и опасная
На пробах все пошло наперекосяк. Аня зажалась. Режиссер Юнгвальд-Хилькевич предложил очень тяжелый монолог. Артистке было чуть больше 20. Опыта в кино – никакого. В ростовском ТЮЗе она играла ведьмочек. Однако и ими дорожила: из декретного отпуска вышла, едва дочке Сашеньке исполнилось два месяца.
…Тогда, на пробах, она вдруг вспомнила свое детство. Небольшую комнатушку в коммуналке. Отца, что работал литейщиком и крепко пил. Вечно уставшую маму. Вспомнила, как однажды ночью к ним ломился пьяный сосед. Родители были на смене, и 5-летняя Анечка, схватив топор, встала у двери. Слышала, как приехала милиция и буяна забрали. Но так с топором и простояла до утра, пока не вернулась мама. Она вспомнила свою семейную жизнь в ростовской общаге. Тесноту и бесприютность. Порой ей казалось, что она никогда не получит большую роль и не снимется в кино… От этих безысходных мыслей становилось тошно.
Хилькевич с удовольствием отметил метаморфозу, которая внезапно произошла с актрисой. Из забитой провинциальной девочки она превратилась в женщину, которая много страдала. Ее брови изогнулись, в глазах загорелся опасный огонь, а в голосе прозвучало столько отчаяния и страсти, что режиссер понял: Мерседес у него есть.
…Решение стать актрисой пришло спонтанно. Мама мечтала, что Анечка вырастет и выйдет замуж за военного. Но Аня влюбилась, а родители мальчика срочно отправили его в Москву. Это была драма! «Ну и пусть, – обиженно решила она, глотая слезы. – А я стану актрисой – и он поймет, кого потерял».
В 14 лет Аня Подгорная стала студенткой Ярославского театрального училища. Невысокая, худенькая, она не могла соперничать с 18-летними однокурсницами. Как-то ее навестила старшая сестра и привезла вещи – кофточки, туфли на каблуках, зеленую плюшевую юбку. И из неловкого подростка Аня превратилась в роковую даму! На нее тут же обратил внимание первый парень курса – Саша Самохин. Он считался взрослым – ему было уже 23. Начал ухаживать, понимая, что невесте всего 15 лет. Мама, узнав о новой лав-стори дочери, расстроилась: «И что дальше? Выскочишь замуж и родишь ребенка?» Но Аня ничего не хотела слушать – девушка любила. Они подождали еще год и расписались.
По распределению Самохины оказались в ростовском ТЮЗе. Аня почти сразу ушла в декрет. «С рождением ребенка у меня начался легкий психоз: казалось, что жизнь закончилась, – вспоминала она. – В театре разочаровалась… Хотела уехать за границу в Чехословакию, работать хоть водителем троллейбуса». Но тут в ее жизнь буквально ворвалась Мерседес!
На съемках она отчаянно комплексовала. Ее поддержал актер Арнис Лицитис. Вскоре, на площадке уже все знали об их нежных отношениях. Аня тогда крепко влюбилась! А вот для Арниса отношения с молодой актрисой оказались милой интрижкой. Тем не менее расставаться не пожелали ни он, ни она. Именно Лицитис порекомендовал режиссеру Юрию Каре взглянуть на Самохину: тот срочно искал актрису на роль Марго в драме «Воры в законе». И Анну утвердили! Их роман погас сам собой: Аня поняла, что поддерживать отношения Арнис не станет. Она вернулась к мужу. Тем не менее на всю жизнь Аня и Арнис остались друзьями.
Через много лет режиссер Хилькевич обмолвился о романе Самохиной. И почему-то все зрители решили, что ее героем стал Михаил Боярский. А на самом деле она очень его боялась. Тогда Боярский уже был звездой и не церемонился с «зелеными» артистками! «Я так обижалась на него, думала, неужели он меня за актрису не считает», – позже вспоминала она.
В конце 80-х – начале 90-х Самохина была нарасхват. И режиссеры активно использовали ее красоту и эротичность. Один за другим вышли «Дон Сезар де Базан», «Царская охота», «Рэкет», «Тартюф», «Страсти по Анжелике», «Поезд до Бруклина».
Хозяйка «Суворова»
Ее жизнь стремительно менялась. Из неизвестной артистки она превратилась в звезду. Уговорила мужа оставить Ростов и переехать в Питер.
В тот день была презентация нового фильма с ее участием. В небольшое кафе набилось много народу. К ней подошел невысокий мужчина и сказал несколько банальных слов. О ее красоте, таланте и о том, что видеть ее – счастье. Потом кто-то из знакомых сказал, что этот парень – владелец кафе Игорь.
Она влюбилась. Сильно и безоглядно, как это всегда с ней случалось. И у Ани, и у Игоря были семьи. Но их захватила такая страсть, что прятаться, делать вид, будто ничего не происходит, и жить по-прежнему оказалось просто невозможным. Ане говорили: «Опомнись! Твой Сашка – такой надежный. Вы в браке уже 15 лет, а с Игорем и полугода вместе не пробудете – разбежитесь». Она все понимала, но ничего изменить не могла. В тот момент Анна жила на высокой скорости – фильмы, премьеры, театр, поклонники, слава. А Саша поставил крест на карьере. Анна ушла от мужа к любимому.
Вторая свадьба была пышной. С лимузинами, роскошным белым платьем из Берлина, рестораном и множеством гостей. Они были яркой парой. «О, красавица и чудовище», – неудачно пошутил Стас Садальский. Игорь долгое время не мог простить артисту этой реплики.
В 90-е кино перестали снимать, киностудии закрывались одна за другой. В театре платили копейки – да и зрители перестали ходить. Игорь предложил жене… заняться семейным делом, то есть рестораном. Влюбленная Самохина с удовольствием взялась за новое. На Ане были и дизайн заведения, и выбор блюд (между прочим, артистка обожала готовить и делала это мастерски). Вскоре открылся симпатичный ресторан «Граф Суворов». Сюда стали часто захаживать Анины коллеги и друзья. Потянулись поклонники. Дела пошли в гору – Самохина с мужем открыла еще и кафе «Поручик Ржевский».
Любовь. И напрасные жертвы
«Куда пропала Самохина? Почему ее не снимают? Да, говорят, она ушла из кино, бизнесом занялась…» – обсуждали люди судьбу любимой актрисы. Но она появилась! В криминальной комедии «Китайский сервиз» Анна вновь поражала публику своей необычной красотой. В начале нового тысячелетия, к огромной радости поклонников, Самохина вернулась в театр.
Но для самой Анны это был нелегкий период. В очередной раз жизнь дала крен – она развелась с Игорем. Когда-то ради мужа она оставила свое дело: и поняла, что эта жертва оказалась напрасной! «Он все больше заражался духом накопительства… Я отодвинулась на задний план, – говорила она в интервью нашему журналу (см. «Единственная, № 1, 2007). – А я не желаю быть на вторых ролях!» Поговаривали, что Анна узнала об изменах Игоря. И не смогла простить. Собрав вещи, она ушла. В никуда. Актриса не унизилась до дележа имущества. Взяла лишь свой черный Мерседес, купленный на гонорары.
Сначала поселилась у дочки. Тогда ее Саша училась на актерском. Кстати, Анна не хотела, чтобы девушка пошла по ее стопам. В этой профессии слишком многое решает случай! Ведь если бы в тот судьбоносный вечер в Ростове Аня не уговорила ассистента – кто знает, сыграла бы она во всех этих фильмах! Самохина не одобряла решения дочери, но не мешала.
Глядя вслед этой красивой ухоженной женщине, люди восхищались: «Королева!» Никто не предполагал, что у этой царственной особы нет ни сбережений, ни чековых книжек, ни доходного дела. Но она умела возрождаться – как феникс из пепла. Из актерской обоймы не выпала: оказалось, что ее любят и ждут. Самохина снялась в нескольких сериалах. Работала в театре и антрепризах.
На вечеринках и презентациях Анна все чаще стала появляться в компании крупного обаятельного мужчины. Это был ее гражданский муж Евгений. Они познакомились, когда Самохина еще работала в ресторане. Дружили – и не более того! Как-то Анна отправилась в Москву работать в спектакле, и что-то там не заладилось. Расстроенная, она позвонила Евгению. «Есть выход, – ответил он. – Завтра я приеду и заберу тебя».
Этот решительный жест решил все – они стали жить вместе. Самохина расцвела и отдалась чувствам. Евгений, он был отставным военным, взял на себя роль продюсера актрисы. Все контракты и договоры теперь вел он. Они собирались пожениться. На одной из передач Евгений даже сделал Анне предложение. Все ждали свадьбы, а получился… разрыв. «Евгений Борисович пытался установить домострой», – призналась Анна в интервью нашему корреспонденту. Он не стеснялся указывать актрисе, как себя вести, что говорить, как поступать. Мог при всех сделать ей жесткое замечание. Поначалу ему льстило, когда вслед его Анне оборачивались мужчины. Но потом, видимо, стало раздражать. А Анна не хотела меняться, не могла! И не собиралась во второй раз приносить жертву мужу. Самохина ушла. Снова – в никуда, с пакетом своих вещей.
Последние дни
У нее началась депрессия. Кусок в горло не лез, она таяла на глазах. Дошло до того, что не было сил зайти в ванную. Потом начался обратный процесс: женщина стала заедать одиночество и тоску. Остановилась, когда набрала несколько десятков лишних кило.
Самохина была из тех, кто жил сердцем. Она не была святой. Делала ошибки, влюблялась, расставалась. Но ей всегда хватало ума и характера, чтобы выкарабкаться из сложной ситуации. И тогда она тоже выбралась. Помогли друзья, работа, театр.
Пару лет назад Анна решила продать свою квартиру и переехать в таунхаус под Питером. Нашлась компания, которая занималась строительством частных домов. Потом уже выяснилось, что эти люди были аферистами. Аня осталась и без жилья, и без денег… Конечно, это был удар. Актриса подала в суд, ей пообещали вернуть деньги. Тем не менее, этот сильнейший стресс отразился на ее здоровье.
В ноябре прошлого года у актрисы стал побаливать желудок. «Наверное, язва», – говорила Анна, принимая обезболивающее. Вместе с сестрой Ритой собиралась на Гоа. Нужно было лишь формально пройти медицинское обследование. Вот там-то доктора и обнаружили болезнь, которая уже поразила весь организм.
Анна немедленно легла в больницу. Диагноз – рак в четвертой стадии – не оставляет надежды на спасение. Анна это понимала. Но исключения бывают! Когда отказались оперировать российские врачи, ее друзья обратились в клиники Германии, Израиля, Штатов… Однако никто из докторов не брался. Самохиной назначили несколько мощнейших курсов химиотерапии – чтобы приостановить рост опухоли.
Там, в больнице, ей вновь было видение. Во второй раз Анна увидела Иисуса Христа. Родственникам сообщила, что теперь точно знает, из-за чего заболела. Настраивалась на жизнь – ей так много всего хотелось исправить, переделать, простить… Была улыбающейся, позитивной, светлой. Но после курса химии женщине стало хуже – лечение пришлось отменить. Она была дома, пока не начались боли. Актрисе предложили лечь в частный хоспис, неподалеку от Санкт-Петербурга. У постели постоянно дежурили сестра, дочка Саша, близкие. Проведать ее приходили все бывшие мужья. Говорят, в те дни Анна сильно жалела, что у нее нет внуков. «Боже, помоги мне устроить ее (дочки. – Прим.ред.) жизнь, и тогда я уйду спокойно». Говорят, просила у Саши прощения, что когда-то не дала благословение на брак…
Страшные новости распространяются быстро. 1 февраля весть о болезни Самохиной появилась в Интернете. Люди не хотели верить, что уже ничего нельзя сделать! Анна категорически отказалась от интервью. Тогда ее коллеги – Евгений Дятлов, Михаил Боярский, Георгий Штиль и другие – решили организовать благотворительный концерт, а деньги перечислить на лечение. Но Анна попросила ничего не устраивать. «Буду биться до последнего!» – сказала она. Свою помощь предложила Ксения Собчак… Георгий Юнгвальд-Хилькевич созванивался с докторами, которые проводят сложнейшие операции…
Ее считали очень красивой. Эффектной. Сексуальной. При этом Анна Самохина была исключительно сильной женщиной – она много раз выбиралась из, казалось бы, безвыходных ситуаций! И сейчас зрители и поклонники ждали, что произойдет чудо. И Анна выздоровеет! Она сгорела за пару месяцев. 14 января Анна Владленовна отметила свой последний 47 день рождения. 8 февраля ее не стало.
P. S. Анна Самохина мечтала сыграть святую Ксению Петербургскую. Не вышло. Ее похоронили на Смоленском кладбище – неподалеку от места, где покоится святая…