Анастасия Мельникова: «Дочь для меня на первом месте»
Мы привыкли видеть Настю в форменном кителе и при пистолете – ведь уже не одно десятилетие она играет милиционера Настю Абдулову! По правде говоря, я думала, что и в жизни актриса Мельникова – человек решительный и настойчивый.
Мы беседовали в петербургском ресторане «Гастроном», расположенном в знаменитом доме №7 на Марсовом Поле. Сейчас Анастасия Рюриковна живет в этом доме со своей дочкой Машей. А окна ее квартиры выходят на храм Спаса на Крови.
Мельникова показалась мне мягкой и незащищенной. Гостьей из прошлого, случайно попавшей в суматошный XXI век. Общаться с ней легко и интересно, однако темы для разговора она выбирает сама. Актриса бесконечно долго может говорить о своих родителях и дочке. Зато об отце девочки она распространяться не желает. И ее фраза «эта тема закрыта» прозвучала довольно твердо.
Анастасия, вы играете главную женскую роль в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Опера», «Литейный, 4» уже 15 лет. Ваша героиня изменилась за эти годы?
Изменились и я, и героиня сериала, и сами фильмы. Вообще, я плохо помню, что было в первых сериях «Улиц». Перед эфиром нового сезона «Литейного» я была гостьей телевизионной рубрики «Экзамен». Мне задавали вопросы о моей героине. Частично я ответила, на другую половину не смогла. Анастасия Абдулова – это, конечно, часть меня, но ни в коем случае не я сама. Я, Настя Мельникова, ни за кем с пистолетом не побегу, а если на меня нападут, заору, как поросенок, и буду кричать: «Помогите, милиция!»
Неужели за столько лет работы над ролью у вас не возникло желания научиться стрелять или заняться каким-либо боевым видом спорта?
Зачем? У меня очень интересная жизнь. Мне гораздо важнее прочесть книгу или посмотреть еще один спектакль. Я не работаю в милиции, но с огромным уважением отношусь к людям этой профессии. Я – другая. Никогда не смогла бы стать такой смелой, так правильно и быстро реагировать на происходящие события, как моя героиня.
Большинство милиционеров тоже бы не смогли…
Вы их недооцениваете. Поверьте, я не идеалистка, знакома с великим множеством людей, которые дослужились до подполковников или полковников, но при этом живут в общежитии и ездят на старых подержанных машинах. Среди ментов есть идейные честные люди, настоящие офицеры, и их понимание совести и чести я вполне разделяю. Я с ними сталкиваюсь пятнадцать лет почти ежедневно и знаю, о чем говорю. Мы снимаем сериал в настоящих отделениях милиции. Я вижу, как работают представители этой профессии. Со многими дружу, мой брат юрист, а в милиции очень много людей с юридическим образованием. Если в моей жизни не дай бог что-нибудь случится, то моей первой мыслью будет пойти в милицию.
На какую роль вы никогда не согласились бы?
Если фильм будет пропагандировать фашизм. Также не стану сниматься в порнографии – это исключено! Какой гонорар мне бы ни предложили, ни за какие деньги, ни за какие коврижки не стану этого делать.
Анастасия, вы открытый человек?
Да, и часто от этого страдаю. Бывало, что люди использовали мое чистосердечие, а близкие друзья мне даже говорили: «Настя, ну не рассказывай ты все подряд!» У меня есть такая особенность: я легко раскрываюсь, если промолчу – то это уже не я. Считаю так: либо я живу на полную катушку, либо нужно отправиться в монастырскую келью и там существовать. Я человек общительный и интуитивно чувствую, когда меня не принимают, а если люди хотят со мной общаться – я с восторгом это принимаю.
Вы можете простить предательство?
Готова простить, если чувствую, что человек искренне раскаивается в содеянном. Но ни в какие серьезные события своей жизни этих людей я уже не возьму. Мы будем общаться, у нас будут светские отношения, но я уже не подпущу такого человека близко к своему дому и ребенку. Понимаете, если чашка разобьется, ее, конечно, можно склеить, но горячий чай туда уже не нальешь – клей разойдется.
Анастасия, вы обижали когда-нибудь близких вам людей?
Наверное, обижала. Единственное, я могу точно сказать, что никогда не делала этого специально. Мы сами порой не замечаем, как сильно можем задеть близкого человека, а него это может стать трагедией. Я за это всегда прошу прощения у Бога. Есть христианские молитвы о прощении грехов, о которых ты знаешь и даже не знаешь. Это заложено в православной вере.
А недостатки у вас есть?
Конечно, их куча, как и у любого нормального живого человека. Но мне не хочется о своих недостатках говорить! Я прекрасно знаю, что они есть, и стараюсь с ними бороться, но ведь всегда хочется казаться лучше, правда? Главное – понимать, что ты делаешь что-то не то, стараться исправиться, если есть такая возможность. Я стараюсь, получается или нет – не знаю.
Анастасия, у вас редкое отчество, вы дворянских кровей?
Нет, но я очень рада такому отчеству, потому что мне приходится всю жизнь ему соответствовать. Я ношу фамилию папы, доктора Мельникова, и для меня это всегда было дополнительным стимулом к духовному росту, стремлению к чему-то большему. Я даже не спрашивала у родителей, почему всем девочкам четырнадцати лет можно курить, а мне нельзя. Я понимала: если скажут, что дочка доктора Мельникова курит – это неприлично. Курящая Рюриковна, да еще и Мельникова – это как-то неправильно.
Ваши родители были против, когда их дочь решила стать актрисой?
Я выросла в семье врачей, но еще в детстве поняла, что доктором не стану, думала о карьере журналиста или историка. А однажды оказалась на спектакле Аркадия Кацмана «Ах, эти звезды». И в тот момент почувствовала, что хочу стать актрисой. Поступить мне помог папочка, это не только моя заслуга. Ректор театрального вуза и декан моего факультета были близкими друзьями родителей. Меня приняли, но предупредили, что если у меня не окажется ни таланта, ни трудолюбия, то я вылечу после первой сессии. Я старалась изо всех сил, и скоро уже ни у кого не возникло сомнений в моем правильном выборе профессии. По крайней мере, я об этом ни разу не пожалела.
Семья родителей была для вас примером?
Если со мной случается какая-то беда, то мне всегда хочется вернуться в родительский дом. Хотя бы в воспоминаниях. Никогда не забуду, с каким обожанием смотрели друг на друга мама и папа всю жизнь вплоть до папиной смерти, каким теплом они одаривали меня и двух моих братьев. У родителей была большая разница в возрасте. Папочка был старше моей бабушки на два года. На мой взгляд, возраст в семейной жизни не имеет никакого значения. Такой безумной любви, как у моих родителей, я не встречала. Поэтому мечтаю о похожей семье, мамочка меня учила быть хорошей женой и мамой…
Кем в первую очередь – женой или мамой?
Все-таки, наверное, женой, а потом мамой. Но когда рождается ребенок, женщина перестает принадлежать себе. Моя мамочка перестала жить для себя, как только вышла замуж и родила меня и братьев. Сейчас она живет только памятью о папе, детьми и внуками – и это для меня норма. Моя мечта, идеал – иметь семью, в которой много детей. Я надеюсь, что у меня еще будут малыши. У меня пока одна дочка и мне непонятно, почему так сложилась жизнь. Смотрю на это философски: значит, так Богу угодно, но может быть, ситуация еще исправится. И Машка мечтает о братьях и сестрах. Она говорит: «Мама, ну роди мне кого-нибудь!»
Вы как-то сказали, что все, о чем вы мечтали, рано или поздно сбывалось…
Да, это так, главное – дождаться. Когда я попала в сериал «Улицы разбитых фонарей», фильмов в нашей стране почти не снимали, десять лет «Ленфильм» пустовал. А я пришла в кино как раз в те годы, потому что очень этого хотела! Благодаря этому сериалу меня узнала вся страна, а ведь раньше, кроме публики Театра имени Комисcаржевской, меня никто не знал. Машу родила в 33 года. Разве это не поздно? Но я ее дождалась. Моя мама вышла замуж в 19 и родила моего старшего брата в 20 лет. А я вышла замуж в 20, в 30 развелась, а детей не было вовсе. И лишь через несколько лет появилась Машка. Можно по-разному относиться к Пауло Коэльо, но у него есть прекрасная фраза: «Если ты чего-то по-настоящему хочешь, то Вселенная помогает тебе. Надо просто уметь ждать». До сих пор я умела ждать.
Маша поздний ребенок, наверное, сейчас вам бывает трудно ей в чем-нибудь отказать?
Объясните мне, пожалуйста, что такого может пожелать ребенок, чтобы я решила ей отказать?
Все что угодно, например, потребовать какое-нибудь безумно дорогое платье…
У меня уникальный ребенок. Моя дочь ничего не требует, хотя сейчас я не бедный человек и многое могу себе позволить. Маша, конечно, может сказать: «Купи мне, пожалуйста, вот это платьице, оно мне очень понравилось», но это бывает редко. Если я вижу что-то красивое, то сама ей покупаю, у нее есть из чего выбирать. Беру то, что она просит, потому что Маня не требовала пока платья от Шанель, которое стоит половину моей машины. Она прекрасно понимает, что она имеет право просить, а что нет. Но моя любовь к ребенку выражается не в подарках, а во внимании и заботе.
Балуете дочь?
Да, но в первую очередь своей любовью. Мне очень нравится бывать с Машкой в новых городах, ездить по другим странам, показывать ей мир, читать интересные книги. Еще я считаю, что для ребенка очень важны хорошие игрушки. Надо их покупать в детстве, потом будет поздно. Если нет возможности их приобрести, можно самим сделать. Мы частенько вместе что-нибудь шьем или вышиваем. Эти вышивки Маша хранит. И наши посиделки и работы моему ребенку в десять раз важнее любой дорогущей куклы.
У Маши есть любимая игрушка?
У нее есть медвежонок, с которым она не расстается с трех месяцев. Он был куплен в одном нью-йоркском магазине. Мой папочка считал, что любая игрушка из этого магазина принесет ребенку счастье. С тех пор Маня с этим мишкой не расстается. Перед сном каждый вечер я обязательно целую не только дочь, но и ее любимую игрушку.
Маша общается со своим отцом?
Эта тема закрыта. Маша растет в большом клане Мельниковых, она окружена не просто любовью, а совершенно бешеным обожанием нашей огромной семьи. Поверьте, общения со взрослыми мужчинами ей хватает.
Вы сказали, что хотите еще раз выйти замуж. Для вас важно мнение Маши по поводу вашего избранника?
Для меня на первом месте всегда останется дочка, она не просила меня ее рожать, это было мое решение и я буду за него отвечать. С того момента, как я приняла решение родить дочь, мне наплевать на свои чувства. В моем доме никогда не появится новый человек, пока Машка не скажет: «Мама, мне с этим человеком уютно и хорошо».
Что самое важное, по-вашему, для создания прочного брака?
Дождаться своего человека. Я никогда не верила в «страшные» истории про быт и мне непонятны разговоры, что, мол, они разошлись, потому что жена не мыла посуду. Многие пары, где муж и жена по-настоящему нужны друг другу, переступают через эту гору мусора и идут дальше. Но рецепта у меня нет, все индивидуально. Мне всегда казалось, что самое важное в отношениях – это любовь. Да, вот так банально. Помню, давно, когда я еще была замужем, но уже что-то перестало у нас складываться, я прошла такой тест. Взяла листок бумаги, поделила на две части. На одной написала, что меня не устраивает, – и список был очень длинным.
На другой стороне стояло всего лишь одно слово – любовь. И оно перевесило все мои претензии! Но бывает так, что чувства проходят, и никто в этом не виноват. Хотя мне кажется, что гораздо разумней и правильней перейти с мужем на дружеские отношения, а не разрывать их сразу и категорически. Я, конечно, хочу, чтобы меня любили и уважали, но если любовь прошла, не надо сразу сжигать мосты.
У вас с бывшим мужем мосты сожжены?
Нет. Я не могу сказать, что мы дружим, но он знает: если у него что-то случится – я приеду и помогу. Может, я наивная и глупая, но и я уверена: если позвоню и скажу, что попала в беду и нуждаюсь в помощи, он тоже приедет и сделает все возможное. Я искренне в это верю. У нормальных людей обиды проходят и остаются человеческие отношения. Как верующий человек, я все прощаю. Не простишь ты – не простят тебя.
Сложно прощать? Ведь это требует серьезной душевной работы…
Да, очень сложно простить искренне. У меня было две тяжелейшие ситуации в жизни. Первая – когда я похоронила близкого человека. Вторая – когда мне надо было простить. Последнее мне далось гораздо тяжелее. Простить порой сложнее, чем пережить смерть. У меня маленький ребенок, и я не имею права копить обиды.
За что прощали?
Этого я не могу сказать, потому что это жизнь другого человека. Без его ведома я не имею права рассказывать о таких вещах. Я очень не люблю, когда люди уже не живут вместе и начинают прилюдно делиться историями друг о друге. Так и хочется спросить: если твой муж был так плох, чего же ты с ним жила-то? Тогда пользовалась чувствами, сердцем, душой и телом этого человека, а теперь позволяешь себе про него гадости рассказывать?
Вы можете простить измену?
Я категорически против измены как таковой, особенно с женской стороны. Я считаю, что если мужчине еще можно простить поход налево, то для семейной женщины это недопустимо. Женщина и мужчина по-разному устроены: и психологически, и физически. По-моему женская измена в браке – это преступление.
Анастасия, вы мечтали стать телеведущей или ТВ в вашей жизни появилось случайно?
Ничего случайного в моей жизни не бывает. В программе на НТВ «Лихие 90-е» мой богатый опыт работы в детективных сериалах очень пригодился (смеется). Но самой сложной и интересной была, конечно, работа в передаче «Участок». Эта программа отняла очень много моих душевных сил, здоровья. Я на три дня уезжала в Москву, и за это время мы снимали 12 выпусков, то есть по четыре в день. Мы помогли огромному количеству людей, в программе не было ни одного подставного лица! Через пару месяцев работы я позвонила своему священнику и сказала, что не выдерживаю такого напряжения.
Он ответил: «Если ты оказалась там, значит, ты сможешь это выдержать». В «Участке» каждая история заслуживает внимания. Сейчас на телевидении большая редкость программы, которые реально кому-то помогают. Мы помогали всем людям, обратившимся к нам. Помню самые страшные случаи, например, когда старика восьмидесяти трех лет в доме престарелых сажали в карцер. Я вообще не понимаю, как в доме престарелых может быть карцер. И как можно не поднимать такие темы, молчать об этом?
Настя, вы в разговоре часто обращаетесь к Господу, рассуждаете о грехах. Вы давно окрестились?
Да, меня крестили, когда я родилась, а не когда это стало модным. И пощусь я с 12 лет. Вот, например, сейчас начался пост… Знаете, как мяса хочется (смеется)? Тоскую по этой еде, как по любимому мужчине: когда нет три дня, а кажется, что уже вечность.
Наталия Белогур