Победительница телешоу «Україна має талант!» Лена Ковтун: миллион, заслуженный судьбой
Это была Лена Ковтун, конкурсантка шоу «Україна має талант!». Когда она запела, люди в зале заплакали. Стало ясно, что исписанные листки в ее руках – текст песни. Незрячая девушка из Полтавы водила пальцами по бумаге, считывая слова…
«Конечно, песню я знала, – рассказывает Лена сейчас. – Просто очень непривычно, когда микрофон установлен на стойке… Я так волновалась, что у меня дрожали руки и считать я все равно ничего не смогла бы. Такой большой сценической площадки – на всю страну – у меня никогда не было».
…Она сразу согласилась встретиться с нами. «Вот только у меня сейчас выступления – давайте через неделю», – попросила Лена по телефону. Когда мы приехали в Полтаву, она рассказала, что ей предложили дать благотворительный концерт для детского дома. «Конечно, я согласилась. Я ведь сама много лет провела в интернате и понимаю, как дети там живут. И как ждут праздника».
«Не верила, что пройду конкурс»
…Общежитие. Длинный коридор. Навстречу нам идет невысокая девушка в нарядном сиреневом платье с открытыми плечами. «Здравствуйте. Проходите, вот наша комната». Как гостеприимная хозяйка Лена сразу предлагает нам чай и кофе. Кухня в общежитии общая. Лена ставит чайник. Привычным жестом берет с полки банку с кофе: «Вам покрепче?» У нее особая кофеварка: когда напиток готов, она перестает шипеть. Затем набирает в ложку заварку – на ощупь. Так же добавляет сахар. Кладет на края чашки палец – чтобы чувствовать, сколько наливать воды. Здесь, в полтавском общежитии, Лена живет пять лет. Раньше работала на предприятии – собирала розетки. Но после участия в проекте уволилась.
«На шоу я попала случайно. Моя подруга Люда узнала, что у нас в Полтаве проводится предкастинг. «Лена, ты обязательно должна пойти!» – говорит. «Ну да, – отвечаю, – только меня там и не хватало». Она меня уговорила. Но на предкастинг выстраивались огромные очереди. Другая знакомая, Надежда, художественный руководитель клуба при нашем заводе, пришла в шесть утра и заняла для меня очередь. А потом позвонила мне. Сама бы я не решилась, это точно! Не питала никаких иллюзий и не ждала подарков от судьбы. Выступила – и перестала думать об этом. А через три месяца мне позвонили организаторы шоу и пригласили участвовать дальше. Я была сильно удивлена! Спрашиваю: «А вы знаете о моей проблеме?» Они ответили, что знают, но все равно ждут. Потом уже я занервничала. Хорошо, что следующий тур проходил в Харькове. В этом городе я училась, у меня там есть подруги. Позвонила одной из них, Вале, – она меня встретила.
Январь. Холодина в зале была жуткая! Я пришла к половине девятого утра. Но попала на сцену лишь к семи вечера – так много было людей! Выступила. Жюри проголосовало за меня, и я поняла, что прошла в следующий тур. А через три недели я отправилась в Киев: конкурс продолжался там… Надеялась? Наверное, да – но не обольщалась!»
Мы сидим в небольшой уютной комнате. Глаз сразу падает на обилие мягких игрушек. Большущий сиреневый бегемот пристроился на диване, мишки и зайцы развешаны на стене. «Очень люблю мягкие игрушки – и мне их дарят», – смеется Лена. На столе – компьютер. Рядом, на этажерке, клетка с морской свинкой Винни.
«Бабушка и дедушка – мои самые близкие люди. Они заменили мне родителей. Дело в том, что я родилась незрячей. И ничего сделать было нельзя: атрофия зрительного нерва. Родители от меня отказались. Свою мать не знаю, а сейчас и не хочу знать… Отец несколько раз появлялся в моей жизни: бабушка и дедушка – его родители. У него была другая семья. Наверное, нельзя так говорить, но отец так и не стал мне близким, я его не полюбила. Шесть лет назад он умер – бабушка и дедушка сильно горевали. Вот тогда я почувствовала, что ушел родной человек.
Они жили в селе Луганской области. Я училась в специализированной школе-интернате в Харькове, приезжала к ним на каникулы.
Пела я с детства – сколько себя помню. Меня хвалили. Однажды бабушка привела меня в сельскую церковь – и много лет затем я пела в церковном хоре. Записывала будничные и праздничные службы, потом заучивала.
Как-то бабушка забирала меня из школы. И говорит, мол, дома, в селе, для тебя есть сюрприз. Я захожу в дом – и чувствую какой-то необычный запах. «Что это?» – спрашиваю. Она только смеется. Вдруг я обнаруживаю пианино! И этот запах – дерева, красок – от него. Бабушка знала, что я люблю петь (а тогда я уже училась в музыкальной школе) и сделала мне такой подарок. Я так радовалась! Потом она сшила мне подушечку на стул, чтобы удобнее было…
Трудно ли жилось в интернате? По-разному было, но чаще – весело. Там я обрела свою лучшую подругу Алену. Мы были не разлей вода, нас так и называли: Ленчик и Лёнчик. Я спокойная и нерешительная, а она – боевая и шустрая. Конечно, хулиганили, как все дети. Могли на весь этаж песни распевать! Сейчас Алена живет в Америке. Но мы перезваниваемся, скучаем друг по другу. Бывает, она жалуется: мол, здесь в Америке, все так дорого! Я отвечаю: возвращайся. Она лишь хохочет.
Помню, как-то у нас в интернате устроили день самоуправления. Я вызвалась быть учителем музыки. Захожу и говорю: «Так, дети, сейчас будем разучивать новую песню». А после урока наша учительница Людмила Петровна говорит: «Лена, какая ты молодец! За один урок ребята с тобой полпесни выучили».
Там же, при интернате, я окончила музыкальную школу по классу бандуры. Помню, играла на бандуре современные песни – Земфиру например. Потом захотела освоить гитару. Подумала: пацаны все играют, почему я не могу?
Очень благодарна учительнице Людмиле Петровне. У нее я брала уроки вокала. Именно она посоветовала поступать в музыкальное училище в Харькове. Ездила со мной на консультации. В интернате я проучилась 12 лет, и сразу по окончании поступила на второй курс музыкального училища».
– Лена, как вы управляетесь с компьютером?
– К компьютеру меня приобщил муж Сережа. Есть специальная программа экранного доступа для незрячих людей. Все, что появляется на экране, тут же переводится в голосовой режим при помощи синтезатора речи. Мы и книги так читаем, и поиском пользуемся.
У меня были трудности в училище из-за того, что все книги на плоской печати. Но меня любили в группе – мне все ребята помогали. Записывали на диктофон, чтобы я потом могла прослушать лекции, законспектировать для себя. Так и учебники осваивала. К счастью, у меня были очень лояльные преподаватели. И окончила училище с красным дипломом.
А что потом? В городской филармонии мест свободных не было. Куда идти с дипломом музработника? Плюс моя проблема со зрением… Разные люди попадаются, по-разному реагируют. Помню, в Харькове между училищем и общежитием был магазин. Там такая девочка хорошая работала – и подскажет, и поможет. А вот в другом отделе была полная ее противоположность: делала вид, что не замечает, что перед ней незрячий человек. Я обычно осторожно иду, чтобы не наткнуться, а тут пошла прямо на прилавок. Так она выскочила, остановила меня. «А, – говорю, – так вы заметили…»
Конечно, мне хотелось петь. Но куда меня возьмут? Мне не на кого было рассчитывать. Да и нельзя быть такой эгоисткой – я не могла позволить себе продолжать учебу. Мои бабушка и дедушка были уже старенькими. В селе и воду надо принести, и печь топить углем: незрячему человеку не выжить, сами понимаете. Сейчас моих бабушку и дедушку досматривает их старший сын, они переехали в Россию.
А мне надо было устраиваться на работу.
…В Полтаву попала случайно: приехала на свадьбу к приятельнице. Узнала, что здесь есть предприятие для незрячих и общежитие. Конечно, подобный завод есть и в Харькове, но там условия в общежитии очень суровые. Я однажды оставалась ночевать у подруги: очень холодно, воды горячей нет. У нас тут дают хотя бы три раза в неделю, есть газовые плиты. Конечно, не шоколад, но условия вполне приемлемые. В общем, я решила остаться в Полтаве».
Дверь комнаты отворилась. На пороге стоял красивый молодой человек. Это Сережа, муж Лены. У парня – своя история. В этом общежитии он уже тринадцатый год. Потерял зрение в 14 лет. После окончания школы переехал в Полтаву, устроился на завод. Как и Лена когда-то, он собирает выключатели.
«Мы познакомились пять лет назад. Как-то вечером я вышла на крыльцо с гитарой. Запела свой любимый романс из фильма «Гардемарины, вперед!», помните: «Как жизнь без весны…» А Сережа проходил вместе с приятелями». «Меня зацепил голос Лены, – рассказывает он. – Спросил у ребят, кто это. Они сказали, что новенькая девушка. Потом мы познакомились».
«Оказалось, что мы живем в одном общежитии, только на разных этажах. Стали встречаться. А через полгода Сережа сделал мне предложение. Это было после Нового года. Он зашел ко мне в комнату, я предложила выпить шампанского – осталось после праздника. Тут Сережа и говорит, мол, выходи за меня замуж. Я не ожидала! Потому что у меня было много разочарований из-за моей доверчивости. В общем, думала я недолго – в тот же вечер дала согласие.
Была ли свадьба? Конечно! Даже две. Поехали к моим в село. Бабушка была счастлива, она так мечтала, чтобы я нашла себе пару. Бабушка подарила мне белое платье. Мы с Сережей обвенчались в той церкви, где я когда-то пела.
Потом отправились к Сережиным родителям, они живут в небольшом городке под Полтавой. По правде говоря, я немного побаивалась его маму и отца. Оказалось, напрасно – меня встретили очень тепло. У них отпраздновали вторую свадьбу, чтобы никому обидно не было.
Как семейной паре нам выделили комнату. Нет, не эту: первая комнатушка вообще была крошечная. Приятельница научила меня готовить: показала, каким должен быть фарш для котлет, как рыбу жарить, борщ варить. Теперь я все умею делать, наше коронное блюдо – запеканка с мясом и картошкой. Люблю консервировать: отмеряю ложкой соль, сахар, уксус – и вперед. Вот недавно пиццу пекла.
По магазинам у нас Сережа ходит. Неподалеку от дома открылся супермаркет – мы там часто отовариваемся. «Помогают служащие, охранники, – говорит он. – А деньги, чтобы не запутаться, раскладываю по разным отделениям или у знакомых спрашиваю, какая купюра».
– Неужели никогда не ссоритесь?
– Нет, грандиозных ссор не было, – говорит Сергей. – Мы все вместе обычно делаем. С Леной трудно поссориться, она человек уравновешенный, оптимистичный и позитивный.
– Негативной тоже иногда бываю, – смеется Лена. И добавляет: А вот Сережа у меня – всегда хороший!
Участие в конкурсе в корне изменило жизнь этой семьи.
«Много было добрых памятных моментов. Я очень боялась, что публика меня не воспримет. Но люди меня полюбили, тепло встречали, я очень благодарна всем. Помню, когда выступала в Киеве – это была в Вишневом, – мой голос услышала Нина Матвиенко. Поинтересовалась, кто это пел. Я очень ее уважаю и мне вдвойне приятно, что она отметила мое выступление.
А победа – это было как сон. Я не сразу поверила! Растерялась… Помню, позвонила бабушка: я ей говорю, что участвую в конкурсе. Она распереживалась, говорит: «Может, не надо?» Но я уже остановиться не могла. Думала: будь что будет. И вдруг – победа! Приз – миллион гривен.
У нас часто спрашивают: на что потратите деньги? Конечно, на квартиру – мы с Сережей так давно об этом мечтали. Спасибо юристам телеканала СТБ – они помогли нам с оформлением бумаг и покупкой. Сейчас в квартире идет ремонт, но через несколько месяцев мы въедем в свое жилье.
Я бы еще хотела сшить себе пару красивых концертных платьев. Очень надеюсь, что они не будут без дела лежать в шкафу… Как и все молодые семьи, хотим иметь детей. Но – чуть позже. Вы знаете, я так долго мечтала о сцене, о музыке, что сейчас не могу от этой идеи отказаться. Будут приглашать – буду ездить».
…В прошлом году весь мир узнал имя Сьюзан Бойл: 48-летняя женщина победила на аналогичном талант-шоу в Великобритании. Бойл уже записала свой дебютный альбом, заработав пять миллионов фунтов стерлингов. У Лены Ковтун пока нет продюсера. Зато есть талант – необычный, запоминающийся голос. Есть харизма. Мы верим, что у нашей соотечественницы тоже все получится. И ее мечта сбудется – она будет выступать на сцене и запишет свои альбомы.