Сегодня почти каждая третья пара живет в свободном союзе. Отсутствие юридических гарантий, непонимание старшего поколения и отрицательное отношение к этому церкви не останавливают людей перед гражданским браком.
Не так давно в нашей стране такие отношения называли презрительным словом «сожительство». Если взрослая дочь заводила об этом речь, мама закатывала глаза: «Только через мой труп». Нерасписанные мужчина и женщина не могли остановиться в одном номере гостиницы. Им не приходилось рассчитывать на серьезные должности на предприятии. А их дети считались незаконнорожденными.
Сейчас гражданский брак стал явлением массовым. Родители больше не падают в обморок, узнав, что молодая семья решила жить долго и счастливо без «официального благословения». Да и сами нередко выбирают именно эту форму отношений, полагая, что так проще, комфортнее и безопаснее. Почему наше общество вдруг захлестнула мода на гражданские браки? И отчего любящие друг друга партнеры не спешат скрепить свой союз штампом в паспорте?
Идем по спирали
С древних времен человек, как любое живое существо, стремился найти себе пару, чтобы оставить потомство и выжить в нелегких условиях: вдвоем-то легче! Для того чтобы создать семью, первобытным мужчине и женщине было достаточно просто захотеть жить вместе. До сих пор в Южной Америке и Центральной Африке сохранились племена, где заключение и расторжение брака не сопровождаются никакими обрядами, а нарушение супружеской верности не считается грехом – это личное дело заинтересованных сторон. Чем не свободный брак? Но по мере общественного развития появлялось все больше ритуалов и обрядов, сопровождающих решение пары быть вместе. И все более властно вмешивалась в эту область отношений религия.
Если иудаизм стал рассматривать брак как божье усыновление, а нарушение его – нарушением заповедей Бога, то христианство и вовсе превратило брак в одно из семи «таинств». На протяжении веков у разных народов связь между мужчиной и женщиной без венчания считалась греховной и незаконной. Государство тоже всегда стремилось регулировать эту сферу отношений своих граждан, узаконивая их любовь правовыми актами. И к началу ХХ века во многих европейских странах укоренился брак без освящения церковью. А для советского человека он стал единственно возможной формой существования семьи – ячейки общества. Жить без печати в паспорте долгих 70 лет считалось «аморалкой». Но вот грянула перестройка, началась сексуальная революция, и, вдыхая пьянящий воздух свободы, наш человек наконец позволил себе задуматься: а почему, собственно, кто-то должен вмешиваться в мою личную жизнь? С кем хочу – с тем живу! И ни церковь, ни государство мне здесь не указ! И снова, как тысячи лет назад, мужчина и женщина стали выбирать свободный союз…
Конечно, это явление имело место во все времена. Известный писатель XVIII века Вольтер, который ни разу не был женат, 16 лет провел с маркизой дю Шатле, ставшей на долгие годы его любовницей, другом и интеллектуальным спутником. Талантливейший художник XIX века Винсент Ван Гог жил в гражданском браке с бывшей проституткой Клазиной, помогая воспитывать двоих ее детей. Философ-экзистенциалист XX века Жан-Поль Сартр и писательница-феминистка Симона де Бовуар, полностью отрицая «буржуазный брак», 50 лет нежно заботились друг о друге, называя свой союз открытыми отношениями. А вспомним серебряный век! Однако будем объективны: свободные браки до недавнего времени были прерогативой элиты и людей творческих, а не «простых смертных», и общество такие отношения однозначно осуждало. Сегодня же гражданский брак стал по-настоящему популярным, особенно – среди молодежи.
В преддверии вальса Мендельсона
Виолетта Левина, психолог столичного Центра развития семьи, утверждает, что большинство молодых людей нашего времени выбирают гражданский брак как ступень на пути к официальному. По статистике, которая ведется в Центральном рагсе столицы, 80% пар, вступающих сегодня в законный брак, имеют опыт ведения совместного хозяйства от 1 до 5 лет. «Мнение образованной молодежи по этому поводу сводится к следующему, – говорит Виолетта. – Любовь любовью, но как можно зарегистрировать отношения, не пожив хотя бы год под одной крышей как классические муж и жена? Ведь люди женятся, чтобы воспитывать вместе детей, а не чтобы получить официальное разрешение вместе спать!» Правда, нередко после совместного проживания пары разбегаются, не выдержав испытания бытом. Но иногда происходит наоборот: отношения двух людей становятся настолько близкими и доверительными, что необходимость ставить печать в паспорте отходит на второй план.
24-летняя Катя Станько, мастер по маникюру, и 36-летний Сергей Ксендзенко, работник аэропорта, живут под одной крышей уже 5 лет. «Мы с Сережей все делаем вместе и почти никогда не ссоримся, – рассказывает Катя. – За это время я убедилась, что Сергей – самый близкий и родной мне человек, на которого действительно можно положиться. Он для меня и муж, и друг, и отец: я ни на кого его не променяю. А поставить штамп мы всегда успеем!»
И это не бравада, и не пустые слова. Они встречались полгода, когда случилась беда: в училище, опаздывая на пару, девушка упала со ступенек и сломала позвоночник. В чужом городе у нее не было никого, кроме Сережи. И он не только устроил Катю в военный госпиталь, но и в течение 3 месяцев, изо дня в день, бежал после работы к своей любимой, приносил ей еду и ночевал возле нее. «Сережа, брось меня сейчас, – просила тогда Катя. – Я же останусь инвалидом, и ты все равно от меня уйдешь». Но Сергей, хотя и знал о безрадостных прогнозах врачей, все равно убеждал девушку: «Ты поднимешься». И она встала на ноги!
Позже, зная Катино увлечение народными и эстрадными песнями, Сережа специально привез ее в Киев поступать в институт культуры, а когда она успешно сдала все экзамены, нашел в столице работу и стал снимать для них квартиру. Судьба продолжала посылать испытания: у Кати обнаружили опухоль на поджелудочной железе (очевидно, спровоцированную падением). Сережа договаривался в институте Шалимова об операции, 9 часов дежурил возле операционной и потом доставал путевки в санатории, чтобы любимая поправилась. Катя тогда весила 39 килограммов…
«Когда я прихожу домой после вечерней смены, Сережа всегда встречает меня с ужином. Он очень меня жалеет: сам и пылесосит, и полы моет, я только пыль вытираю. Мы обо всем рассказываем друг другу. У нас полноценная семья, а формальности – дело десятое», – говорит Катя. «Конечно, если вдруг возникнет необходимость зарегистрировать наш союз, мы сделаем это, – соглашается со своей «половинкой» Сережа. – Но эта регистрация ничего нового в наши отношения не принесет. Для меня гораздо важнее церковный брак, чем юридический».
Действительно, в этом случае, когда связь молодых людей проверена не только временем, но и совместными трудностями, печать в паспорте может иметь разве что юридическое значение. Впрочем, бывает, что парень и девушка намеренно выбирают гражданский брак как альтернативу официальному, стремясь таким образом… сохранить свежесть отношений!
Брак – для любви враг
Елена Зуева и Алексей Ковжун вместе уже 12 лет! Их роман, начавшийся еще в «смутные часы» 90-х, продолжается до сих пор. За это время, как утверждают ребята, они расставались в общей сложности дней на 20-25, не больше. И это притом, что не было никаких свадеб, обещаний верности, возложения друг на друга семейных обязанностей и т. д. и т. п.
«Первый раз мы встретились на шумной молодежной тусовке: у знакомого уехали родители, и он организовал дома нон-стоп пати, – вспоминает Елена. – Нам было так интересно друг с другом, что на протяжении двух недель мы не разлучались! И только когда вечеринка окончилась, смогли признаться себе, что настроены скорее романтически, чем товарищески».
Тогда-то страсти закипели: Алексей чисто по-мальчишески покорял Лену тем, что, не кривившись, пил зеленый чай со сливочным маслом (как полагается!), они вдвоем ездили в Питер, проводили вместе все вечера, и, в конце концов, Лена переехала в Лешину квартиру. Мысль о свадьбе обоим казалась кощунственной. Ладно, Алексей – уже известный на тот момент ведущий модной музыкальной программы, кстати, уже имевший опыт законного брака. Но Лена! Ей-то было всего 18. А как же девичьи грезы о белом платье? «Мы категорически не хотели делиться с государством самым сокровенным, - объясняют наши герои. – Брак нам виделся чем-то пошлым и недопустимым. Ведь мы были в некотором смысле панки и выступали против всего, связанного с властью».
Но жизнь летит – юношеский максимализм остался позади. Перед глазами был пример Лешиных и Лениных родителей, проживших счастливую жизнь в официальном браке, и многих друзей. Почему бы не оформить все, «как у людей»?
«После свадьбы многие решают, что уже добились своего, и расслабляются, забывая, что любовь и дружба – это ежедневный труд, требующий взаимного участия, – объясняет Алексей. – В результате людям становится вместе скучно, неинтересно. А мы, зная, что связаны только отношениями, каждый день завоевываем друг друга!». Лена и Леша до сих пор в течение дня обмениваются sms-ками, пишут друг другу письма по электронной почте и делают сюрпризы – от души, а не по календарю (и это после 12 лет жизни под одной крышей!)
«Еще один аспект: то, что при совместном проживании делается по доброй воле, после брака становится «супружескими обязанностями», – добавляет Лена. – Так называют даже секс! А, как известно, любые обязанности вызывают у человека неудовольствие и протест. У нас же проблем «это твоя работа, это моя» нет: я готовлю, потому что люблю это делать, Леша моет посуду, потому что у него это получается быстрее, и так во всем». «Мы даже в компьютерные игры играем вместе! – добавляет Алексей. – Очень много путешествуем, отслеживаем все веяния массовой культуры – ходим на новые фильмы, в новые рестораны, читаем современные книги, потом подолгу обсуждаем все это. Но главное наше хобби – мы увлекаемся друг другом!»
Зрелый выбор
Можно восхищаться позицией Алексея и Елены, но нельзя не признать: для нашего общества такие отношения нетипичны. Если молодые планируют в будущем иметь детей, они рано ли поздно переступают порог загса. Зато все чаще гражданский брак предпочитают законному люди зрелые и состоявшиеся.
«Мы с Валерием живем вместе уже седьмой год, – рассказывает 47-летняя Алина, врач-стоматолог. – И у него, и у меня был опыт официального брака, есть взрослые дети, которые живут отдельно. Хотя мы считаем себя мужем и женой, расписываться не спешим. Просто не видим в этом необходимости». Алина объясняет свою позицию так: платье с фатой и пышные гулянья в ее возрасте уже нелепы. Юридический вопрос ни ее, ни Валерия (он работает исполнительным директором в частной фирме) особенно не волнует: каждый зарабатывает достаточно, чтобы себя обеспечить. А общих детей у них нет. Сейчас супруги живут в Валериной трехкомнатной квартире, но «в случае чего» у Алины есть, куда уйти. Хотя делать этого она пока не собирается: «Я счастлива с Валерой, и меня полностью устраивает наш союз».
Чудесно, если решение партнеров о гражданском браке – единогласное. Ведь выбор вида отношений – личное дело каждого, и никто не вправе решать за мужчину и женщину, расписываться им или нет. Но, увы, бывает и по-другому!
Свадьбы не будет
Часто предложение жить вместе женщина склонна воспринимать как свадебную прелюдию. А ее любимый выбирает такую форму отношений как альтернативу официальному браку: иногда из-за неуверенности в том, что нашел свою половинку, иногда – из страха быть «окольцованным» и потерять свободу.
«Когда два года назад Антон предложил мне перевезти вещи к себе, я была на седьмом небе от счастья, - рассказывает 26-летняя Ирина, преподаватель русского языка. – Мы встречались уже давно, и мне казалось очевидным, что рано или поздно мы поженимся: Антон хорошо зарабатывал, имел собственную квартиру, говорил, что любит меня». Ира решила показать, что будет хорошей женой: стирала, убирала, готовила.
Но Антон не спешил заводить речь о свадьбе. А когда Ирина сама стала намекать, что неплохо бы расписаться, он заявил: «Мне хорошо и так!» «Я все время старалась смириться с ситуацией: ну, подумаешь, штампа нет – живем же! Но беда в том, что Антон, похоже, не считал нас семьей. Мог, например, прийти домой за полночь, а на мои расспросы с улыбкой отвечал: я свободный человек, не нужно меня контролировать. У него все время были какие-то звонки, срочные встречи – жизнь, о которой я ничего не знала. Когда же я заводила речь о детях, Антон возражал: еще рано, мы еще не готовы…»
Естественно, наступил тот момент, когда Ира просто собрала чемоданы и ушла к маме. Антон не скрывал, что хочет ее вернуть. Но пожертвовать свободой ради этого был не готов. Они расстались.
Ситуация довольно распространенная: инициаторами гражданского брака, как правило, становятся мужчины. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в различных анкетах в графе «семейное положение» 92% проживающих в гражданском браке женщин пишут «замужем», в то время как 85% мужчин – «холост»! И для некоторых представителей сильного пола такой вариант отношений продиктован все же желанием избежать ответственности.
А вот женщины часто соглашаются на подобный союз из страха потерять любимого. В гражданском браке им психологически сложнее вынашивать и рожать ребенка. К тому же в таком союзе они не защищены юридически. И в случае разрыва отношений, «неофициальная жена» может рассчитывать только на порядочность партнера. И тем не менее пока существует Любовь, у людей остается надежда, что именно она правит миром.
Истории наших героев еще раз доказывают: в гражданском браке есть свои плюсы и свои минусы. Для кого-то это возможность сохранить любовь, для кого-то – способ избежать ответственности. Поэтому думайте сами, решайте сами - ставить печать или нет.
Союз по-европейски
32-летняя Таня и 36-летний Андре Шнайдер живут в загородном двухэтажном доме в 18 км от немецкого города Брауншвайг. У них растет трое чудесных деток: старшей Селине уже 4 годика, средней Ксении – 2, младшему Янеку – год. Андре работает программистом, Таня сейчас занимается детьми и хозяйством. Они вместе уже 14 лет! И только 2 последних года женаты официально: все остальное время прожили в гражданском браке.
«В Европе не принято сразу регистрировать отношения, – рассказывает Андре. – Очень многие пары женятся только тогда, когда их любовь уже испытана совместным бытом, когда хотя бы частично решены материальные проблемы, есть приличная работа. Нередко на свадьбе вокруг счастливых жениха и невесты веселятся их общие дети, как было и у нас».
И это притом, что в той же Германии жить в официальном браке гораздо выгоднее с материальной точки зрения, чем в гражданском! Во-первых, женатый человек в большинстве случаев платит меньший подоходный налог, чем холостой. Во-вторых, при покупке совместного жилья государство компенсирует семейным людям часть его стоимости. В-третьих, для людей, состоящих в браке, существует множество других льгот, например, при страховании. Кстати, в случае развода женщина тут полностью защищена законом: бывший муж должен заботиться о том, чтобы у нее «не упал жизненный уровень», даже если у пары нет детей! А при потере кормильца жена получает госпенсию и страховку. Но европейцы все равно не спешат с законным супружеством, стремясь, как Андре и Таня, проверить отношения временем. Что в принципе имеет смысл: ведь по статистике в странах Евросоюза только каждый четвертый гражданский брак завершается вальсом Мендельсона.