С помощью смычка и детской скрипочки Настя пытается рассказать людям о том, что счастье рядом, просто надо оглянуться и заметить его теплые, протянутые к людям ладошки.
18-летняя скрипачка часами играет в пешеходном переходе. Ни холод, ни сырость, ни хмурые взгляды уставших от затянувшейся зимы и кризиса прохожих не навевают на нее тоску и уныние. Девушка мечтательно улыбается и продолжает музицировать.
Я мечтала о бантиках и скрипке
Настя родилась в маленьком поселке Ивановка Запорожской области. Поначалу семья жила дружно. Мама работала пекарем в частной пекарне, папа – механиком агрофирмы. Родились еще две младшие сестрички. Беда подкралась незаметно. Папина привычка «выпить рюмочку на сон грядущий» сыграла свою злую шутку, и за несколько лет мужчина превратился из востребованного специалиста в опустившегося безработного пропойцу с трясущимися руками, одутловатым лицом и неадекватным восприятием действительности. Хуже всего в этой ситуации было то, что в припадках неконтролируемой агрессии он начинал «воспитательный процесс» с дочерьми.
Больше всего им попадало за то, что девочки прятали бутылки со спиртным. Мама, как могла, пыталась спасти дочерей, закрывала их собой, выталкивала через окна на улицу, просила, плакала, умоляла… Обычно это заканчивалось тем, что следующие несколько дней из-за синяков, расплывшихся на разбитом лице, она не могла выходить даже на улицу, стесняясь чужих глаз и стыдясь попросить о помощи….
– В конце концов мама потеряла работу, и в нашем доме поселилась нищета, – со слезами на глазах вспоминает Настя.– Когда отец уходил из дома на поиски выпивки, добрые соседи приносили нам картошку, морковку, капусту.
Этим мы и питались. Все, что можно было продать, отец поменял на спиртное. У нас не было ни одежды, ни еды, ни игрушек. Моя средняя сестра Ирина стеснялась ходить в школу, и однажды сбежала из дома. Ира связалась с плохой компанией, и они ограбили местный магазин. Когда на суде у сестры спросили, зачем она это сделала, Ира расплакалась и сказала, что хотела попробовать мороженое. Сестру отправили в специнтернат. С того времени мы не виделись.
Как только папа выходил из запоя, он просил прощения и обещал маме вернуться к нормальной жизни. Но его хватало только на пару дней. Потом кошмар вновь возвращался в дом, от былого достатка которого не осталось даже напоминания.
Когда Настя перешла в девятый класс, «сломалась» и мама. Под тяжестью нахлынувших проблем женщина тоже начала катиться в разящую спиртным перегаром пропасть.
– Я помню, как шла в школу и боялась поднять глаза, – продолжает грустный рассказ Настя. – Единственное, о чем я тогда мечтала, были бантики и… скрипка. Я часами слушала, как играет на скрипке моя одноклассница, и вздыхала от зависти. Мне казалось, что наличие музыкального инструмента в доме – это предел мечтаний и недоступный для меня порог счастья и радости.
И потеря, и находка
Окончив 9-й класс, Настя положила в сумку школьный аттестат, медицинскую справку, пару недописанных тетрадок со стихами собственного сочинения, поломанную расческу и тапочки, заняла у соседки 20 гривен и поехала в Днепропетровск.
– Я не знала, куда еду, зачем, что буду делать в незнакомом городе, без друзей и родственников, – говорит девушка. – В школе нам рассказывали о профтехучилищах и колледжах, куда можно было бы поступить учиться. Тогда мне было абсолютно все равно, где учиться и где жить. Хуже, чем в родном доме, быть не могло.
За силу духа, отчаянную смелость и мужество 15-летнюю девушку судьба наградила целой чередой удачных и счастливых совпадений. Милиционер, дежуривший на вокзале, подсказал, как пройти к ближайшему ПТУ. Завуч училища с сочувствием отнеслась к рассказу девушки и помогла ей на период вступительных экзаменов поселиться в общежитии. Вахтер общежития тоже прониклась участием к будущей студентке, не имеющей даже собственной чашки.
В тот вечер я впервые узнала, что такое горячая вода, текущая из крана, – улыбается Настя. – А после душа попробовала божественную еду – бутерброд с копченой колбасой. Вахтер Анастасия Сергеевна заменила мне и маму, и бабушку. Я помогала ей дежурить, мыла полы, носила ведра, стирала тряпки, за это «бабушка» учила меня премудростям жизни в городе, рассказывала об училище, о будущих преподавателях, нравах и обычаях студентов. Я успешно прошла собеседование, поступила учиться на кулинара-кондитера и устроилась на первую в жизни самостоятельную работу – раздавала рекламные листовки на улицах. Мне платили 8 гривен за каждый час работы – это было настоящее богатство!
Получив первую стипендию – аж целых 390 гривен! – счастливая Настя буквально летала на крыльях. Такой огромной суммы она никогда не держала в руках. Первым порывом девушки была, конечно же, покупка подарка для Анастасии Сергеевны. Настя решила купить ей красивый платок и забежала на «Озерку» – самый большой рынок Днепропетровска.
Девушка первый раз в жизни окунулась в плотную несущуюся толпу людей и… «Я не знаю, как так получилось: то ли я просто потеряла деньги, то ли их вытащили из кармана. Когда я поняла, что денег нет, думала – сойду с ума. Я вышла с рынка, села на скамеечку и горько заплакала. Я не плакала, когда меня бил отец, не плакала, когда голодала, когда замерзала, когда надо мной смеялись одноклассники. А тут не выдержала и разрыдалась».
«Молодая, красивая девушка не должна так горько плакать!» – услышала Настя участливый голос. Подняв заплаканное лицо, она встретилась взглядом с пожилым седовласым улыбающимся мужчиной. Он вежливо поинтересовался, какое горе заставляет столь юное создание так страдать. Настя долго рассказывала свою историю, всхлипывая и растирая слезы по щекам. Мужчина внимательно слушал девушку, сочувственно кивал и поддакивал. Дослушав до конца, он вежливо переспросил: «Так о чем ты мечтала в детстве?» Настя, не задумываясь ни на секунду, выпалила: «О скрипке!»
«Знаете, девушка, у меня дома завалялась небольшая скрипочка, оставшаяся от того времени, когда мои дети учились музыке. Это, конечно, не Страдивари, но струны все целые, да и смычок в порядке. Я хочу вам ее подарить!»
От удивления Настя перестала не то что плакать, а даже дышать. «Но я же не знаю нот и не умею играть», – засомневалась она. «Ну, это не так важно. Главное – желание научиться. Я уверен – у вас все получится!»
У меня есть главное!
Сейчас Настя заканчивает училище, продолжает раздавать рекламные листовки, помогает бабушке Анастасии Сергеевне и несколько вечеров в неделю… играет на скрипке в пешеходном переходе. «Сначала, когда я только училась держать скрипку в руках, я «выдавала» такие умопомрачительные звуки, что даже кошки разбегались! – смеется девушка. – Чтобы не портить нервы окружающим, я ходила тренироваться на школьный стадион, на пустырь, в ближайшую лесопосадку. Смотрела по телевизору выступления скрипачей и училась держать смычок и скрипку. А потом мне снова повезло. Оказалось, что подруга соседки Анастасии Сергеевны когда-то умела играть на виолончели. Собирая по крупицам ценные сведения и тренируясь на свой страх и риск, я научилась играть несложные мелодии собственного сочинения».
Симпатичную трогательную девушку с детской скрипочкой в руках уже хорошо знают жители близлежащего микрорайона. И относятся к ней с добротой и пониманием. Кто-то дает деньги, кто-то – конфеты, кто-то карточки пополнения счета на мобильный телефон (которого у Насти пока нет). А однажды подарили мягкие игрушки и самоучитель для игры на скрипке.
– Я чувствую себя очень счастливым человеком! – уверенно говорит Настя. – Мне иногда говорят: «Как ты можешь быть счастливой? Ведь у тебя нет ни квартиры, ни машины, ни денег. Максимум, на что ты можешь рассчитывать – это богатый любовник». Но я только смеюсь в ответ. Ведь счастье – это не когда у тебя много всего, а когда тебе всего хватает, и сбываются мечты. Мне есть где жить – крошечная комната в общежитии, на мой взгляд, лучшая на свете. У меня небольшой, но постоянный доход. А еще есть самое главное на свете – скрипка. Я могу дарить людям свою музыку, и когда вижу их улыбки, понимаю, что им нравится моя музыка – обретаю крылья. Это и есть счастье!