Личный опыт: что такое дислексия и как с ней справляться
Термин дислексия до сих пор звучит очень инородно для нашего информационного пространства. Многим кажется, что люди с этим диагнозом или просто странные шизики, или «выпендриваются». К сожалению, это не так.
Что такое дисклесия?
Считается, что дисклесия — это, когда человек не может научиться или писать, или читать. Но суть этой проблемы намного сложнее и запутанней. Сюда входят и проблемы с речью, грамотностью, арифметикой, координацией, поддержкой внимания.
По сути все куда запутанней и на деле не так страшно. По крайней мере, в моем случае. Я отлично читаю, печатаю на компьютере, некрасиво пишу ручкой и могу путать буквы при написании.
А еще я слишком быстро разговариваю, но постоянно контролирую себя и «останавливаю». Увы, абсолютно не умею считать даже простые числа, могу упасть на ровном месте или что-нибудь уронить. Мне невероятно сложно концентрироваться на одной точке долгое время и усидеть на месте.
А еще у меня обостренное чувство справедливости и развитый эстетический вкус — да, это тоже симптомы дисклексии.
Как это — жить с дисклексией?
Я не знала о проблеме до 14 лет и до этого момента постоянно чувствовала себя неполноценной, ущемленной и, в каком-то смысле, безнадежной. И вот почему.
Сразу скажу, с 3-х лет я отлично читала и знала наизусть много всего — спасибо за это маме. Но в начальных классах я не могла нормально усидеть на месте, потому что энергия бьет через край, хочется защитить того униженного мальчика за соседней партой и вообще «много идей, желаний и всего остального, я такая непосредственная, дайте возможность высказаться».
У меня был отвратительный почерк и грамотность. Допустить десятки ошибок при списывании текста? Да легко. С арифметикой и счетом так и не сложилось.
Но при этом я отлично справлялась со всеми гуманитарными предметами. Но это только все портило. Меня постоянно «тыкали» в то, что я не могу в математику, плохо себя веду и объясняли это дурацкое поведение и ошибки «неусидчивостью, невоспитанностью» и другими тупыми оправданиями. И я это верила, искренне считая, что просто «недоделанная какая-то» и поэтому можно не париться.
Когда ты принимаешь и смиряешься с недостатками — все становится просто, но грустно.
Момент осознания
После 9 класса я поступала в лицей при университете, где обязательным было прохождение теста IQ и разговор с психологом. Он-то и открыл мне глаза на проблему, помог выявить слабые места и объяснил, что это не так уж и страшно.
Потом я узнала, что пометка с диагнозом была в моем личном деле, чтобы лицейские преподаватели не сильно наезжали, если что.
Как бороться и как жить?
Осознание проблемы — часть ее решения. Например, я не могла физически завязывать шнурки. Друзья порой помогали мне их завязывать, попутно и со скрипом учили меня это делать. И у них вышло. Я навсегда смирилась с тем, что просто не умею считать цифры и пользуюсь калькулятором. Усилием воли я научила себя более-менее красиво писать ручкой.
Порой остаются только приступы паники, когда при чтении в голове меняется порядок букв. Например написано слово «альбатрос», а ты читаешь его, как «альбинос, альбаторс, балисторс» и еще как-то.
Каждый день я тренирую свою стальную волю и борюсь с дефицитом внимания, стараясь концентрироваться на чем-то долго и внимательно. Это невероятно сложно.
Но знаешь что? Я правда люблю свою дисклексию, ведь борьба с ней помогает мне чувствовать себя сильной. Да и обостренное чувство справедливости и желание строить революции еще никому не повредило.
Ах да! Еще есть «эстетический вкус». Поэтому я всегда расскажу вам, почему нельзя обижать слабых, заставлю полюбить импрессионизм и «Игру престолов».