Чемпионка Паралимпийских игр Елена Акопян: «Мы сами кузнецы своего счастья»
История Елены Акопян непростая, со сложными испытаниями, вызовами, преодолением. Но в то же время она о внутренней силе, настойчивости, разрушении стереотипов. Она признается, что любит наблюдать за этим эффектом: когда люди перестают видеть в ней человека с инвалидностью, замечая главное перед собой: красивую женщину, личность, человека, который многого достиг. Елене есть чем гордиться! Ведь она – чемпионка Паралимпийских игр, обладательница 15 наград, рекордсмен мира и Европы. И конечно, мама двух прекрасных детей!
– Елена, от вас веет такой спокойной энергией, легкостью и вы оптимист по жизни. Это врожденные качества?
В моем случае это генетика, пример родителей, других людей, друзей, личные наработки, впечатления из книг, общения, – в общем, большой багаж полезных качеств, которые помогают в жизни и делают меня такой, какая я есть.
– Расскажите, пожалуйста, вашу историю.
Все, что должно было случится, случилось. И я об этом знала заранее. Когда я поступила в музыкальное училище, мы с мамой искали квартиру, где бы я могла жить, общежития не было. И тогда у меня промелькнула мысль, будто однажды здесь что-то со мной случится. И это произошло ровно через полгода, когда я возвращалась от родителей. Раннее утро, еще темно. Мама, как чувствовала, просила меня посидеть на вокзале до рассвета, но я не послушала, еще и решила сократить свой путь. Пошла через то место, где мы, студенты, обычно ходили. Там я и встретила своего преступника... Думала, это попытка изнасилования и закричала. Я побежала, и внезапно он ударил меня ножом в спину, украл сумку и скрылся. Я пыталась ползти, но у меня не получалось, было ощущение, что у меня отрезали полтуловища. Тогда я стала звать на помощь. Несмотря на ранее время – было полчетвертого утра – люди откликнулись, вызвали милицию и помогли мне.
– Вы сейчас говорите об этой истории достаточно спокойно. Вы уже осознали, приняли, отпустили эту ситуацию?
Процесс был долгим. Сейчас я уже пережила это и отпустила, поняла, что по-другому не могло и быть. Я живу с этим.
– Для многих людей принять любые ограничения довольно сложно. Вы смогли принять самое сложное - ограничения тела и раскрыть в себе невероятную силу духа. Где вы брали ресурсы и силы, учитывая, что вам было всего 14 лет?
Рядом были родные, которые не только поддерживали меня, но и мотивировали. Мама сразу же приехала и никак не показывала, что со мной произошло что-то страшное. Это было очень важно в первое время.
Кроме того, я и раньше встречала людей с инвалидностью, на колясках. Например, мои подружки жили у такого человека. Он преподавал немецкий и историю. У него был автомобиль, жена и трое детей. Он сам содержал семью. Благодаря таким примерам я поняла, что проблем нет, можно жить дальше.
Конечно, были ситуации, когда мне было тяжело, когда я просила маму отдать меня в дом инвалидов, когда видела, как мало внимания достается моей младшей сестре и насколько маме тяжело. Надо было это пережить и важно, что рядом оказались люди, которые помогли мне психологически.
– После первого восстановления, вы вернулись к музыке...
Моя преподаватель пришла меня проведать и предложила продолжать занятия. А почему бы и нет? Это была самореализация, повод не сидеть дома, а заниматься любимым делом.
– Как вы попали в спорт после музыки?
Мой папа – профессиональный велосипедист, и мне тоже хотелось побед, висеть на доске почета, как он. И у меня получилось! В детстве я не доплывала до середины бассейна. Если бы я тогда занималась плаванием, у меня не было бы выдающихся успехов, потому что не было ситуации, которая разблокировала бы мой потенциал.
– От чего еще вы избавились благодаря этой жесткой ситуации? Сравнивая себя «тогда» и «сейчас», какого уровня страхи для вас имеют значение?
После травмы я поняла, что надосебя реализовывать и что я чего-то стою. Я не уверена, что если бы я ходила, то чего-то добилась. В моей жизни появлялись люди, которые помогали. Сначала это была мама, родные, потом друзья и многие другие. Человек, которому я особенно благодарна – Валерий Михайлович Сушкевич. Он вселил в меня уверенность и сказал: «Окоповна, вот твоя дорога, иди по ней, я тебе помогу». А еще, стал мотиватором, позволил мне реализоваться. Кстати, не мне одной, он помог многим найти свой путь – ребятам из интернатов, людям с инвалидностью.
– Вы первая женщина за время независимой Украины, которая завоевала медаль на паралимпийских играх и этим привлекла внимание и к самому паралимпийскому спорту, и к вопросам людей с инвалидностью. Ваш рекорд до сих пор не побит! Когда это было?
13 лет назад в Пекине я проплыла дистанцию стилем баттерфляй с другим классом, со стоячими девочками и он был зафиксирован, как рекорд мира. И когда я комментировала соревнования в Рио де Жанейро в 2016, то узнала, что до сих пор мой рекорд не побит. По сей день это так. Но я не люблю кричать, что я единственная, кто так смог, таких девочек много.
– Чем для вас стала та Паралимпиада?
Существует ключевая фраза, которая в свое время стала решающей. Один человек, тренируя другого сказал: «кисть опережает локоть». Я спросила у него, почему мы раньше об этом не говорили. Он ответил: «я говорил, ты просто не слышала». И до сих пор эта фраза для меня важна! Теперь, когда я тренирую своих девчонок, я произношу эту фразу и у них все получается. Важно уметь подобрать ключевое слово в тот момент, когда человек готов услышать. Слово, которое включает, изменяет внутреннее состояние и ситуацию в целом.
– На Паралимпиаде были очень сильные люди. Какая атмосфера там царила?
Я всегда ощущала поддержку. Например, в Пекине я выступала в комбинезоне моей соперницы Терезы Пералес, потому что на тот момент мы не могли его себе позволить. Еще одна соперница Беатрис Хесс, очень знаменитая спортсменка из Франции, подсказывала мне в каких-то моментах по технике плавания. Теперь я их передаю своим девочкам.
– По моим наблюдениям, людям с инвалидностью требуется больше физических, ментальных и духовных усилий, чтобы добиться успеха в спорте...
Однозначно. Нужно много усилий, чтоб преодолеть себя, попасть на тренировку. Бороться со своей болезнью и недугами, которые мешают собраться, доехать до тренировки, найти в себе возможность заработать больше, потому что наших пенсий не достаточно для жизни. У нас же не все спортсмены получают зарплату. А лишь тогда, когда они попадают в штатную команду. До этого момента нужно найти возможности, силы и время, чтоб себя реализовать.
– Что сложнее преодолеть внутренние страхи или физические?
Для меня внутренние, порой они мне сильно мешают жить.
– А какие есть страхи сейчас?
Что я не полностью реализую себя.
13 лет назад в Пекине результат Елены Акопян был зафиксирован, как рекорд мира!
– После 15 медалей?
Да, ведь я же не осталась в спорте. Теперь я тренер, журналист. И уже присутствуют другие страхи, что я не то спрошу, не так подам информацию.
– У вас двое детей, как вы их воспитываете?
Я требовательна, но прихожу к тому, что их не надо сравнивать с собой. Люди разные. Дети разные. Мои дети гордятся тем, что у них знаменитая мама. Как-то к Егору подошел кто-то и начал насмехаться. На что он с достоинством ответил: «Зато моя мама знаменитая, а твоя?» Я расплакалась. Для меня важно, что ребенок не стесняется меня, умеет парировать жестокость.
– Как они осознали, что у них особенная мама?
Дети воспринимают нас такими, какими мы являемся, ведь они родились у нас таких. Да, задавали вопросы, я им объясняла. Я рада, что они ко мне относятся с уважением, готовы помочь в любых ситуациях.
– Как организован ваш быт, есть ли дополнительная помощь?
Помощников нет, и мы не планируем. Няня у нас появилась, когда деткам было 9 месяцев, тогда они начали ходить, а в детском саду мы поняли, что можем справиться без нее. Был момент, когда я боялась первый раз выйти с ними на улицу, перейти дорогу, опасалась, что они разбегутся в разные стороны. Но все прошло гладко, я убедилась, что они маму не бросят, что они боятся от меня отходить. И мой страх исчез. Мы вместе убираем, они научились готовить. Егор очень любит сервировать стол, красиво подавать еду, Марьяна тоже активно в этом участвует.
Елена Акопян вместе с издателем EDIMEDIA и автором проекта Connecting Women Инной Катющенко во время интервью.
– Вы считаете себя счастливой женщиной? Поделитесь своей личной философией счастья.
Не обязательно страдать и мучиться. Нужно наслаждаться тем, что есть. Превращать негатив в позитив и во всем искать положительные стороны.
– Расскажите о вашей работе и общественной деятельности. Чем сейчас занимаетесь?
Я ушла из тренерской деятельности, потому что у меня дети и им нужно уделять больше времени. Сейчас я работаю журналистом при национальном комитете спорта инвалидов Украины, комментирую паралимпийским игры, участвую в создании сюжетов о спорте. Кроме того, я советник мэра города Бровары по вопросам людей с инвалидностью. Я получаю удовольствие от своей работы и вижу результаты.
Полную версию интервью можно послушать на платформе Connecting Woman www.connecting-women.com.ua.
Беседовала Инна Катющенко
Фото в тексте: личный архив Елены Акопян, Edimedia.